Показать меню
Все статьи

Тщательное слово. День человека с синдромом Дауна

О благой вести, лишней хромосоме и дурацких вопросах

21 марта 2019 Наталья Львова
Тщательное слово. День человека с синдромом Дауна
С первого же взгляда танцующая пара привлекала внимание. Остальные гости на празднике были заняты своими делами: рисовали, клеили разноцветные открытки, любовались картинами. Танцы были обещаны под конец, и в зале уже звучал вальс. Танцевали на свободном пространстве. Постепенно собрались зрители, но никто не рисковал присоединиться. Движения пары были плавные, иногда партнерша отчего-то прыскала со смеху, но старалась сохранять торжественное выражение лица. Лицо ее кавалера было непроницаемо и серьезно, он становился на одно колено, степенно обводя даму вокруг себя. Рядом со мной буквально застыл знакомый фотограф, то хватался за камеру, то отпускал. А они плыли перед нами, люди с одной лишней хромосомой. Боюсь, по сравнению с этой парой мы были бы плохими танцорами.  

Чумаки, чухонь, Чугуев. Илья Репин о себе

Из детских и юношеских воспоминаний художника

20 марта 2019 Вероника Бруни
Чумаки, чухонь, Чугуев. Илья Репин о себе
Не сохранилось отзывов Льва Толстого о текстах Ильи Репина, состоявшего в близкой дружбе и интенсивной переписке с Толстым, автора галереи его портретов. Зато Корней Чуковский отдал должное недюжинной литературной одаренности Ильи Ефимовича:  Всякий, кто примется читать книгу Репина, с первых же страниц убедится, что у этого мастера живописи был незаурядный литературный талант, главным образом талант беллетриста, превосходно владеющего образной повествовательной формой. В автобиографических заметках "Далекое близкое", во "Впечатлениях детства", впервые опубликованных в 1908 году в журнале "Нива" и ставших основой этой книги, Репин ярко и зримо рассказывает о родном Чугуеве, что на Харьковщине, о ловких кентаврах калмыках, гурманах чум

Марлен Хуциев. Пейзаж с героем

Из книги "Живые и мертвое"

19 марта 2019 Евгений Марголит
Марлен Хуциев. Пейзаж с героем
Не стало Марлена Хуциева. В книге "Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов", в главе "Оттепель: Возвращение с войны" киновед и историк Евгений Яковлевич Марголит формулирует важные и точные вещи о Марлене Мартыновиче и его кино, давшем ответ на "вопрос о новом идеале", тогда вновь поставленный временем. В память о мастере приводим этот фрагмент статьи "Пейзаж с героем".  Евгений Марголит. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов.  СПб.: Сеанс, 2012. 224 с.   Марлен Хуциев. 1925 - 2019   Интересно, что долгий путь от начала съемок (лето 1961 года) к экрану, от «Заставы Ильича» к «Мне двадцать лет» (под этим название

Дождь как пение и представление

О фильмах 17 фестиваля "Дух огня" в московской программе кинотеатра "Иллюзион"

4 марта 2019 Вероника Бруни
Дождь как пение и представление
С 5 по 10 марта в "Иллюзионе" можно увидеть отменную программу, собранную для конкурсных и внеконкурсных показов фестиваля дебютов в Ханты-Мансийске его кураторами Борисом Нелепо и Анисьей Казаковой. Настоящий магический хоровод духов – добрых и злых, древних и современных. Вот выбор "Культпро".   Монровия, Индиана. Monrovia, Indiana. Режиссер Фредерик Уайзмен 42-й документальный фильм Уайзмена "Монровия" посвящен будням и праздникам одноименного маленького поселения – сердца белой Америки, где голосуют за республиканцев. В Монровии, штат Индиана, есть тату-салон и масонский орден, школьный хор и парикмахерская, ветеринарная служба и дайнер. Городской совет обсуждает расширение территорий урбанизации, но перемены ждут лишь  би

Полет "человечкиной души"

О воздушном летании в России. Алексей Балабанов - 60.

25 февраля 2019 Анна Ниман
Полет
А я включил туда одного парня безумного, который сам на воздушном шаре был. Приехал в Нерехту со своим воздушным шаром и полетел, а я его снял на колокольне, как в летописи. Получилось ни то ни се. Алексей Балабанов в книге "Балабанов"   Создатели фильма “О воздушном летании в России” (1989 г.) сценарист Владимир Суворов и режиссер Алексей Балабанов считали, что фильм не удался. Основной причиной неудачи Суворов, с которым мы беседовали в прошлом году, назвал технический брак съемки, заметно урезавший возможности монтажа и критически повлиявший на качество изображения. Куда меньше его беспокоит то, что Балабанов “перефигачил” сценарий, превратив “фантасмагорию и жесткий стеб”, в “ностальгию о “России, которую мы п

Пикник на дороге

О последнем фильме Алексея Балабанова

24 февраля 2019 Анна Ниман
Пикник на дороге
Этот текст был написан в 2012 году, после выхода фильма.   Я ничего не могу придумать, кроме этих слов – счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный! Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине   Родство нового фильма Алексея Балабанова “Я тоже хочу” со “Сталкером” Андрея Тарковского настолько, казалось бы, очевидно, что уважающие себя критики просто избегают о нем говорить. Почему? Потому что, если решить, что Балабанов снял “под “Сталкера”, то можно обойтись просто пресс-релизом да плакатом. Можно заодно упрекнуть вечного “enfant terrible” во вторичности и в ленивой экранной перетасовке объезженных типажей и джипов. Для этого и фильм смотреть не обязательно. В

Берлинале 2019: Итоги

Об убежище в слове и языке Надава Лапида, Ангелы Шанелек, Франсуа Озона, Томаса Хайзе

18 февраля 2019 Вероника Бруни
Берлинале 2019: Итоги
Лучшим фильмом 69-го Берлинале жюри под управлением Жюльетт Бинош признало "Синонимы" (Synonymes) Надава Лапида. Это решение совпало с мнением критики, чей приз от имени ФИПРЕССИ также достался "Синонимам". Третья картина 44-летнего израильского режиссера – о том, как израильтянин решил стать французом, и что заграница не рассудит, – получил главный приз "Золотой медведь". Запоминающийся в одежде и без дебютант Том Мерсье играет молодого пассионария Йоава, рассекающего сырой воздух Парижа, как горячая пуля. Умерший и восересший, высокий и узкобедрый, в желтом пальто а-ля Марлон Брандо он намерен отказаться от родной речи и вертит на языке отборную французскую ругань в адрес родины, тщательно подбирая синонимы, то и дело сверяясь с "Ларуссо

Берлинале 2019: Петрушка и динозавр

О женском имени Бога и феминизме по-монгольски

15 февраля 2019 Вероника Бруни
Берлинале 2019: Петрушка и динозавр
Македонский режиссер Теона Стругар Митевска показала нежную философскую комедию "Бог существует, Ее имя Петруния" (Gospod postoi, imeto i' e Petrunija). Изумительная Зорица Нушева играет девушку с характером. Она безработный историк, не замужем, курпулентна и живет с родителями. При этом во время крещенского обряда "уведет" из-под носа богобоязненных мачо городка Штипа распятие, брошенное священником в речку, и вызывет приступ мизогинии на грани религиозного фанатизма. Петруня выдержит многочасовой теологический диспут в полицейском участке и психическое давление. Словно в старинной комической славянской традиции рыхлая Петруня оказывается боевитым Петрушкой, отвешивающим палок и тумаков попам с городовыми и вообще пережиткам. Сила Петруни не зависит от внешности, с

Берлинале 2019: Хрупкость Ангелы Шанелек

О химии и заземлении

13 февраля 2019 Вероника Бруни
Берлинале 2019: Хрупкость Ангелы Шанелек
"Я оставалась дома, но…" (Ich war zuhause, aber) - название нового фильма Ангелы Шанелек подобно названиям довоенных картин Ясудзиро Одзу "Родиться то я родился, но…" (I Was Born, But...), "Университет-то я закончил" (I Graduated, But...), "Экзамен-то я провалил" (I Failed But...). Звучит как хороший стих. Например: Чуть свет, с собакою вдвоем – так называется роман англичанки Кейт Аткинсон в переводе Анастасиии Грызуновой – парафраз американки Эмили Дикинсон: Я рано встала Пса взяла До моря близкий путь Русалки поднялись со дна Чтоб на меня взглянуть. С английской литературой фильм Шанелек связывает Шекспир, фактически, соавтор сценария. Текст "Гамлета" отдан тем, в ком еще есть сила и естес

Берлинале 2019: ежовые рукавицы Фатиха Акина

О "Золотой перчатке" и первых фильмах "Форума"

10 февраля 2019 Вероника Бруни
Берлинале 2019: ежовые рукавицы Фатиха Акина
Золотая перчатка" (Der goldene Handschuh) Фатиха Акина – выдающийся фильм, в котором нет ни капли красоты. Персонажи и мизансцены "Золотой перчатки" будто пришли из графики Отто Дикса, Бернхарда Кречмара и Георга Гросса. Парад уродств  перенесен Акином из Веймарской Республики в Гамбург семидесятых годов. Пивная или,  по-немецки, кнайпе "Золотая перчатка" – вроде сцены кабаре, где у безобразных шлюх, запойных инвалидов войны, отставных морячков, обывателей навеселе свой выход с песнями. Опухшие алкоголички пьют и плачут, поют и будут разделаны импотентом Фрицем Хонкой после краткого тошнотворного употребления в его вонючей квартире. Реальная история серийного маньяка, обрастает подробностями сколь омерзительными, столь и трепетными, как быв