Показать меню
Все статьи

Самые длинные дневники в русской литературе

Яна Гришина, публикатор дневников Михаила Пришвина, рассказывает историю их издания

19 декабря 2013 Дмитрий Бавильский
Самые длинные дневники в русской литературе
Дом-музей М.М. Пришвина в деревне Дунино ИТАР/ТАСС За 5 километров от подмосковного Звенигорода находится Дунино – деревня, где после войны поселился с женой писатель Михаил Михайлович Пришвин. После его смерти в 1954 году в их доме с верандой открылся музей. Здесь Валерия Дмитриевна хранила и расшифровывала дневниковые записи мужа. Пришвин вел их полвека. Ничего похожего в русской литературе нет. Впервые без купюр дневники начали публиковать в 1991 году. Уже вышли 14 томов, на подходе 15-й, но добрались только до военного времени. Записи последних пришвинских лет еще ждут публикации. По самым строгим меркам, это один из важнейших издательских проектов последних десятилетий.  Советская литературная иерархия определила Пришвина в «певцы природы», зато

Реквием по муравьям

О гастролях Театра марионеток Резо Габриадзе в Москве, о букве «ст» в «Сталинграде» и о военной тайне

19 декабря 2013 Игорь Зотов
Реквием по муравьям
Конечно, я не смог отказать себе в удовольствии живьём увидеть «Сталинград» ещё раз. Я уже видел его лет десять назад, и с тех пор убеждён, что куклы Резо Габриадзе точнее многих сказали о той войне и о той битве на Волге. Только мало кто об этом знает. Нет, разумеется, о Резо Габриадзе слышали все. Он сценарист «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза». Он автор Чижика-Пыжика, который как «на Фонтанке водку пил», так и пьёт неподалеку от Михайловского замка в Питере ― пять кило бронзы. Он автор много чего ещё, но «Сталинград», я считаю, самое важное его произведение. Вот только Тбилисский Театр марионеток Резо Габриадзе нечасто приезжает в Москву. Зал крохотный, но и куклы тоже невелики. Ни батальных сцен в 3D, ни

Год великого перелома

О том, как устроена «Оттепель», почему это и работает, и восхищает

18 декабря 2013 Игорь Манцов
Год великого перелома
Уходящий год стал для Валерия Тодоровского триумфальным. Он продюсер победившего на «Кинотавре» фильма «Географ глобус пропил», и он же придумал, спродюсировал и срежиссировал «Оттепель» - 12-серийный телефильм, который мне невероятно понравился. Как «Оттепель» устроена, почему это и работает, и восхищает? История разворачивается в 1961-м году. Протагониста зовут Виктор Хрусталев. Ему 36 лет, и он по профессии кинооператор. Разведен, дочь-подросток. Что называется, «беспринципен», спит со всеми хорошенькими девушками и женщинами, свободными и замужними, при первой же возможности. Жениться отказывается. В душу не пускает, скрытничает. Расстается легко, неумолимо и навсегда. Забеременела? – Проблемы не мои. &laq

На каторгу не хочется

Двенадцать впечатлений в Третьяковской галерее

18 декабря 2013 Александр Шабуров
На каторгу не хочется
За разбитой дверью тебя встречают мраморные интерьеры дизайна 1970-х и раритетные ковровые дорожки [2], сохранившиеся примерно с того же времени. По бокам — люстры, самые дорогие из того, что нашли в магазине «Мебель». Цены в кассе — по сохранившейся с советских времён традиции — разные для соотечественников (200 руб.) и иноземцев (350 руб.) [1]. Потом портреты русских баб, в угоду моде натянувших на себя иностранные тряпки. Но уже в них видишь что-то человеческое. В Музее Прадо портреты их знати тебе по барабану, а тут понимаешь: вот эти люди проектировали то, в чём тебе сейчас приходится жить. Или нарожали тех, кто это спроектировал. Потом — портреты тех, кто проект нации вербализовал. И картины тех, кто её историю визуализировал. Происходило это

Лучшая игра со стихами

Тимофей Собакин, Таша Грановская и Михаил Чевега выиграли поэтический слэм в Москве, Сергей Шнуров признал Нату Сучкову победительницей слэма в Петербурге

18 декабря 2013 Вячеслав Курицын
Лучшая игра со стихами
Поэт форсирует голос, рычит на слове «любовь» — будто в этом слове четыре «р». Его задача не просто рассказать о своих высоких чувствах, но и пленить жюри. А жюри судит — как в фигурном катании — не только «содержание», но и «манеру исполнения». Форсировать голос, впрочем, ещё не значит получить пятёрку (в руках у членов жюри карточки с цифрами от 1 до 5). Кто-то из рафинированных судей поморщится, надрыва и экзальтации не поддержит. Но в жюри больше случайных людей из зала, вовремя протянувших руки, когда ведущий раздавал карточки. Признанные поэты на слэме сплошь и рядом проигрывают голосистым авторам с горячими темами (политика, эротика). А ещё бывает так, что участник приведёт с собой группу поддержки, члены которой,

Два странных стихотворения Сумарокова

Гордость и тщеславие выдумал бес

17 декабря 2013 Александр Шабуров
Два странных стихотворения Сумарокова
Пару лет назад я сидел в Тель-Авиве у художника Миши Гробмана, который помимо прочего издает русскоязычный журнал "Зеркало" и сам замечательный стихоплет. И спрашивает меня: "Угадаешь, чьи это стихи?" И стал читать какую-то глоссолалию. Я не угадал. Оказалось, что это Сумароков, конец XVIII века. Вернувшись в Москву, я попытался найти Сумарокова, но советские времена, когда 100-тысячными тиражами издавали все, что не приносит деньги, закончились. В букинистическом отделе книжного магазина "Москва" (на ул. Тверской) Сумарокова не было вовсе, а в "Фаланстере" нашлись только его оды. Через полгода в Свердловске я жил у председателя тамошнего Союза писателей Жени Касимова, дома у него Сумарокова тоже не было, зато была книжка нашего общего приятеля

Наталья Гончарова, делатель картин

О белой лошади света и о павлине, похожем на Колизей

17 декабря 2013 Людмила Бредихина
Наталья Гончарова, делатель картин
Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Немало, хотя не так уж и много. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», ― огромно. Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает, и был явно не прав. Сто лет назад, в 1913 году, на её персональной выставке в Москве было показано более 700 картин. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее. Она была звездой среди звёздных «амазонок авангарда». «Амазонками» и «скифскими наездницами» назвал однажды Александру Экстер и Ольгу Розанову их друг Бен

Евгений Сергеев: «Первая мировая — это пролог ХХ века»

Историк о столетии войны и намеченной мемориальной кампании

16 декабря 2013 Александра Пушкарь
Евгений Сергеев: «Первая мировая — это пролог ХХ века»
О 1914-м задумались уже в конце 2012-го. Президент упомянул в традиционном послании Совету Федерации. Министр культуры учредил Российское военно-историческое общество. Председатель Государственной думы возглавил оргкомитет по подготовке к столетию. Участвовать мобилизована научная элита. Выяснилось, что ученые не переставали исследовать этот период. Что волонтеры-поисковики не прекращали искать могилы и кресты, прадедушек-георгиевских кавалеров и прабабушек-сестер милосердия. И вот настало время памятников. Результаты конкурса мемориала на Поклонной уже известны, а список мероприятий ещё формируется, поскольку рассчитан не на один год.   Наталья Львова Евгений Юрьевич Сергеев — учёный, руководитель программы «Центр «XX век: социально-политические и э

Зачем и кому это нужно

«Ромео и Джульетта» в Ясной Поляне, видео-«Иоланта» в Мариинке, мерцание золотой запятой и другие приключения оперы

16 декабря 2013 Вячеслав Курицын
Зачем и кому это нужно
Тридцать или сорок бокалов из-под шампанского в пустом фойе сельского ДК. На круглых высоких столиках ― узкие высокие бокалы. Ветер теребит занавеску. Окно открыто, марево: это сценка из последнего лета. Не часто, думаю я, это фойе видит такую картину. Буфета в ДК нет, а если когда и был, то вряд ли в его репертуаре главенствовало шампанское. В зале на экране идёт запись «Ромео и Джульетты» Гуно, спектакля Зальцбургского фестиваля 2008 года. Джульетту поёт Нино Мачаидзе, Ромео ― Роландо Вильясон, отца Лоренцо ― Михаил Петренко. Публики человек сто. Работники толстовского заповедника (которому, собственно, и принадлежит ныне ДК; сама деревня его не смогла бы содержать). Участники традиционного летнего фестиваля «Сад гениев», в рамках которого крутят зальцбургскую

Очень реальный театр

«С детства и на всю жизнь» — девиз ТЮЗа, моего любимого театра в Екатеринбурге. Но у меня случилось иначе — совсем не с детства

13 декабря 2013 Андрей Кулик
Очень реальный театр
Я приехал в Свердловск в 1983 году, стал студентом и по мере сил осваивал тогдашнее культурное пространство. Но пойти в ТЮЗ мне в голову не приходило. По-моему, никто из моих однокурсников (по крайней мере, живших в общежитии, то есть иногородних) в ТЮЗ не ходил. Когда есть Драма, Музкомедия, Опера да Филармония, в конце-то концов, какой студент отправится в ТЮЗ, чтобы присоединиться к сопливым и прыщавым школьникам? Ох, как я себя сейчас корю за ту юношескую глупость! Ведь именно тогда в ТЮЗе ставил свои лучшие спектакли Дмитрий Астрахан, который потом стал кинорежиссёром: «Ты у меня одна», «Все будет хорошо»… Кстати, актёра ТЮЗа Владимира Кабалина Астрахан и по сей день снимает в своих фильмах, это его талисман («На свете живут добрые и хорошие люд