Показать меню
Все статьи

Наталья Гончарова, делатель картин

О белой лошади света и о павлине, похожем на Колизей

17 декабря 2013 Людмила Бредихина
Наталья Гончарова, делатель картин
Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Немало, хотя не так уж и много. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», ― огромно. Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает, и был явно не прав. Сто лет назад, в 1913 году, на её персональной выставке в Москве было показано более 700 картин. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее. Она была звездой среди звёздных «амазонок авангарда». «Амазонками» и «скифскими наездницами» назвал однажды Александру Экстер и Ольгу Розанову их друг Бен

Евгений Сергеев: «Первая мировая — это пролог ХХ века»

Историк о столетии войны и намеченной мемориальной кампании

16 декабря 2013 Александра Пушкарь
Евгений Сергеев: «Первая мировая — это пролог ХХ века»
О 1914-м задумались уже в конце 2012-го. Президент упомянул в традиционном послании Совету Федерации. Министр культуры учредил Российское военно-историческое общество. Председатель Государственной думы возглавил оргкомитет по подготовке к столетию. Участвовать мобилизована научная элита. Выяснилось, что ученые не переставали исследовать этот период. Что волонтеры-поисковики не прекращали искать могилы и кресты, прадедушек-георгиевских кавалеров и прабабушек-сестер милосердия. И вот настало время памятников. Результаты конкурса мемориала на Поклонной уже известны, а список мероприятий ещё формируется, поскольку рассчитан не на один год.   Наталья Львова Евгений Юрьевич Сергеев — учёный, руководитель программы «Центр «XX век: социально-политические и э

Зачем и кому это нужно

«Ромео и Джульетта» в Ясной Поляне, видео-«Иоланта» в Мариинке, мерцание золотой запятой и другие приключения оперы

16 декабря 2013 Вячеслав Курицын
Зачем и кому это нужно
Тридцать или сорок бокалов из-под шампанского в пустом фойе сельского ДК. На круглых высоких столиках ― узкие высокие бокалы. Ветер теребит занавеску. Окно открыто, марево: это сценка из последнего лета. Не часто, думаю я, это фойе видит такую картину. Буфета в ДК нет, а если когда и был, то вряд ли в его репертуаре главенствовало шампанское. В зале на экране идёт запись «Ромео и Джульетты» Гуно, спектакля Зальцбургского фестиваля 2008 года. Джульетту поёт Нино Мачаидзе, Ромео ― Роландо Вильясон, отца Лоренцо ― Михаил Петренко. Публики человек сто. Работники толстовского заповедника (которому, собственно, и принадлежит ныне ДК; сама деревня его не смогла бы содержать). Участники традиционного летнего фестиваля «Сад гениев», в рамках которого крутят зальцбургскую

Очень реальный театр

«С детства и на всю жизнь» — девиз ТЮЗа, моего любимого театра в Екатеринбурге. Но у меня случилось иначе — совсем не с детства

13 декабря 2013 Андрей Кулик
Очень реальный театр
Я приехал в Свердловск в 1983 году, стал студентом и по мере сил осваивал тогдашнее культурное пространство. Но пойти в ТЮЗ мне в голову не приходило. По-моему, никто из моих однокурсников (по крайней мере, живших в общежитии, то есть иногородних) в ТЮЗ не ходил. Когда есть Драма, Музкомедия, Опера да Филармония, в конце-то концов, какой студент отправится в ТЮЗ, чтобы присоединиться к сопливым и прыщавым школьникам? Ох, как я себя сейчас корю за ту юношескую глупость! Ведь именно тогда в ТЮЗе ставил свои лучшие спектакли Дмитрий Астрахан, который потом стал кинорежиссёром: «Ты у меня одна», «Все будет хорошо»… Кстати, актёра ТЮЗа Владимира Кабалина Астрахан и по сей день снимает в своих фильмах, это его талисман («На свете живут добрые и хорошие люд

Три парадокса Мпембы, или Заблудившийся паяц

О том, что горячая вода замерзает быстрее холодной, а рассеянным бывает полезнее быть, чем внимательным

13 декабря 2013 Иван Куликов
Три парадокса Мпембы, или Заблудившийся паяц
Реальность — фокусник. Нужная карта оказывается не в правой руке, и не в левой, а за ухом у соседа, в другой комнате или в далеком городе. Интуиция, мышление, интеллект считают себя обманутыми, но на самом деле они обманывали себя сами. В науке таких случаев — сплошь и рядом. На той неделе целых три. Парадокс первый: Горячее тоже мёрзнет Когда мы с отцом заливали во дворе каток (а это был старый московский двор) из шланга, подключённого к кухонному крану, воде надлежало быть обязательно горячей. Почему? Отцовское объяснение, что горячая вода на морозе быстрее замерзает (а это были последние трескучие морозы перед тем, как по телевизору объявили о глобальном потеплении), противоречило элементарной интуиции. Мышление восставало. Тогда я ещё не знал, что имел дело с эффектом

Целились в мигрантов, а попали в секту

ВЦИОМ: кого россияне не хотят видеть своими соседями

13 декабря 2013 Кирилл Михайлов
Целились	в мигрантов, 	а попали в секту
В результате всероссийского опроса осенью определился состав первой тройки. Не хотят видеть своими соседями: алкоголика – 65%, гомосексуалиста или лесбиянку – 51%, сектанта – 41%. Что мне показалось неожиданным, так это высокие результаты сектантов. Лет двадцать назад какие-нибудь сайентологи или иеговисты могли бы уверенно претендовать на второе место, но с тех пор страна сильно изменилась. По последним исследованиям социологов до 80% наших соотечественников называют себя православными, и не более 1% (одного процента!) относят себя к каким-то другим религиям или конфессиям, кроме православия и ислама. В 90-е годы редкий день в метро или на улице обходился без вопроса «Читали ли вы Библию?» или предложения пожертвовать денег на «Церковь объедине

Скажи мне, Господи, путь

Из «Путевого блокнота» священника Георгия Чистякова: об истории, тёмных аллеях и о лучшей защите в пути, который, как сказано, неисповедим

13 декабря 2013 Кирилл Михайлов
Скажи мне, Господи, путь
«Кредо» ― credo ― с латыни переводится как «верую». Известно выражение, приписываемое христианскому мыслителю II–III веков Тертуллиану, «верую, ибо абсурдно». Здесь я буду рассказывать о том, как люди верят. Как это бывает неожиданно и противоречиво. Или ― подлинно и откровенно. Какой абсурдной иногда выглядит та религиозность, что заняла сегодня одно из главных мест на исторической сцене. Ещё лет двадцать назад казалось, будто вера стала личным делом частного человека. Ну, а если верить известному социологу Питеру Бергеру, «современный мир столь же яростно религиозен, каким был всегда». И вот уже выражение «исламский терроризм» звучит для нашего уха чем-то совершенно привычным. А у большинства наших соотечественников тез

Секрет для ребят

О кинотеатре им. Бабякина, о том, как разливное пиво запятнало образ героя революции, и о бесконечности «повторного фильма»

13 декабря 2013 Игорь Манцов
Секрет для ребят
Вот тест, который поможет понять себя много лучше: «Какое кино ты (я) посмотрел первым?» На деле назовёшь не то, что объективно «посмотрел», а то, что субъективно «увидел». Что реально поразило, а значит, сформировало. У меня это будет «Король-олень» по телевизору. Навсегда осталось и в подкорке, и в сердце следующее: «Если Тарталья, значит, каналья!» «…И счастлив в супружестве он, говорят! — Но это, но это, но это, конечно, секрет для ребят». Ого! Мой детский ум верно вычленил базовые мирские ценности, распознав значимость темы власти и темы секса. А что с первым культпоходом в кино? Всё начинается чехословацкой чёрно-белой картиной «Чудеса пана Тау». Во втор

Збигнев Херберт. Варвар в саду

О том, как польский поэт ХХ века встречает ренессансного художника Пьеро делла Франческа и проникается к нему величайшей любовью

12 декабря 2013
Збигнев Херберт. Варвар в саду
Книжки эссе об искусстве польского поэта, драматурга, переводчика, родившегося во Львове, дважды выходили по-русски. Сборник 2004 года «Варвар в саду» прошёл практически незамеченным. Изданный летом «Натюрморт с удилами» про голландскую живопись стал громким событием. «Натюрморт» вы можете найти в продаже, а «варвар» давно кончился, в интернете его нет, и мы договорились с издательством выложить в сеть текст из уже недоступного Херберта. В публикуемой главе автор рассказывает о том, как шёл к пониманию картин Пьеро делла Франческа. Путь этот проделан также и ногами. Картины и фрески рассеяны по музеям и монастырям, и путешествие к ним превращается в насыщенный квест. Бродский называл Збигнева Херберта (1924–1998) лучшим лириком, пишущим

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова

Вышел в свет цитатник лидера «Аквариума»

12 декабря 2013
Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова
«Аквариум». Это чистый передвижной монастырь. Среднее между цирком и монастырем. Монастырь-цирк. Он также похож на пиратскую команду или изолированный отряд крестоносцев. Мы делаем то, что делаем, а если получаем за это деньги, то делим их в пропорции, в которой привыкли делить. Те же, для кого деньги — главное, напоминают мне анекдот про людей, которые ограбили водочный завод, украли десять ящиков водки, продали, а деньги пропили. Когда состав начинает ссориться друг с другом, я немедленно стараюсь из группы свалить. Потом на новом месте возникает совершенно новый «Аквариум» — как правило, с теми же самыми людьми. Буддизм. Когда Будда достиг состояния просветления, первое, что он сказал, оглядевшись вокруг: «Господи, они же все Будды!»