Показать меню
Изо

Владимир Сарабьянов: Здесь жизнь жительствует, и мудрость сочетается с непосредственностью

Памяти художника-реставратора, ученого, подвижника

6 апреля 2017 Владимир Липилин, Наталья Львова
Владимир Сарабьянов: Здесь жизнь жительствует, и мудрость сочетается с непосредственностью
Владимир Дмитриевич Сарабьянов преставился 3 апреля 2015 года. Его имя при жизни стало частью мировой культуры. Он был не просто уникальным специалистом по древнему русскому искусству, он был из тех, кто спасает, воскрешает, дает жизнь. С 1991 года он бригадир художников-реставраторов, руководил реставрацией икон из музеев России и комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Мирожского и Снетогорского монастырей Пскова, храмов Новгорода, Полоцка, Старой Ладоги, фрескам Андрея Рублева в Звенигороде, ансамблям монументальной живописи Московского Кремля и Кирилло-Белозерского монастыря. Этот разговор был записан в декабре 2011 года, буквально на ходу — Владимир Дмитриевич выкроил время и лично провел нашего корреспондента Владимира Липилина и фото

Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер

О выставке-реконструкции, синеве Сапунова и слове корсара

4 марта 2017 Вероника Бруни
Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер
Прима Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер впервые в истории классического балета заговорила со сцены во время танца. Ее словами стало повелительное "На борт!", когда она танцевала в "Корсаре" невольницу Медору – мужской костюм, воображаемый подкрученный ус… Другой легендой стала ее коллекция русского изобразительного искусства второй половины XIX–начала XX века, поднятая на борт со строгим, ничуть не дамским вкусом: никакой жантильности, вычуры, салона.   Екатерина Гельцер в балете Корсар. 1912    Этому собранию и посвящена выставка "Гельцер. Коллекция" в галерее "Наши художники". Как некогда в доме Гельцер, на ней царит Левитан, и воздух театральной условности насыщает остановленн

Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости

О художниках в кино

15 февраля 2017 Вероника Бруни
Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости
        В Берлинском конкурсе показывают фильм по книжке Макса Фриша "Монток", где он в частности упоминает здешние места – по соседству с фестивальным дворцом: Самое лучшее здание новой архитектуры, какое я знаю: филармония, построеная Шаруном. Холодный февраль; легкий воздух. Филармония отсюда через дорогу, согревает подстывший пейзаж желтыми угловатыми боками. Поверх автобиографической прозы Фриша – это искренняя книга, читатель, – Фолькер Шлендорф, с Фришем друживший, надстраивает собственную историю любви, пережитую им также в Нью-Йорке, за несколько лет до падения Стены. Получается собирательный образ художника. Ремесло героя фильма Шлендорфа то же – писатель. Изменился стиль изложения. Вместо супрематизма Ф

Крещенские фрески братьев Салимбени

О вере, как искусстве, об удивленных квадратах, красоте детали, братьях из Сан-Северино и о живой воде

19 января 2017 Вероника Бруни
Крещенские фрески братьев Салимбени
Днесь вод освящается естество, – поется в праздничных песнопениях Крещения Господня. Крещенская вода у братьев Салимбени поистине живая – в ней кишит рыбешка и лягушка, не тесно водяной змее, над нею реет белым голубем Святой Дух, ее уносят в бочонках на дальние винградники и пьют как доброе вино. Птица тащит из волны Иордана рыбину в обещание того, как будущие ловцы человеков будут выбирать свои неводы. Непременная псина, что выщелкивает блоху под Распятием, здесь свернулась сонной улиткой, кто-то бережно составил сброшенные еще на том берегу башмаки. Мир нов и свеж. Все это хочется рассматривать и быть причастным. О братьях-художниках из Сан-Северино мало что известно, даже даты их рождения высчитаны приблизительно, косвенно по датировке работ: 1374 – старш

Живопись-судьба. Воспоминания

О том, что удачный этюд наравне с хорошим человеком, и что в этих красках светит радость бытия

27 декабря 2016 Николай Тужилин
Живопись-судьба. Воспоминания
Критики говорят о Николае Терентьевиче, что можно роман написать, стоя у одной только его картины. Эти воспоминания выдающегося художника-реалиста – все равно что набросок такого романа, замечательная лапидарная проза. Они касаются не только жизни самого Тужилина, родившегося в 1930-м году, но и исчезновения крестьянской цивилизации, так же как в цикле Виктора Филимонова о доме и дороге Шукшина, который Культпро продолжит публиковать и в следующем году. Рассказ художника о прожитом и созданном записан его дочерью Юлией Тужилиной весной 2016 года и публикуется впервые в виде небольшого фрагмента. "Это не просто очень хорошая живопись. Это живопись-судьба... Это мировоззрение, это выстраданное, предельно искреннее послание, обращенное к нам, современник

Неведомые шедевры Николая Тужилина

Почему на них хочется смотреть и смотреть?

27 декабря 2016 Елена Мурина
Неведомые шедевры Николая Тужилина
Публикацию фрагмента воспоминаний художника Николая Терентьевича Тужилина и галереи его графических и живописных работ мы сопровождаем статьей искусствоведа Елены Борисовны Муриной, написанной ею к недавней выставке Тужилина в выставочном зале журнала "Наше наследие". С любезного разрешения автора и редакции, мы приводим текст этой замечательной статьи с незначительными сокращениями.   Справа налево: Николай Тужилин, Елена Мурина, Андрей А. Сарабьянов на вернисаже. Ноябрь 2016 * * * Так захотелось назвать поразившие меня картины Николая Терентьевича Тужилина, которые я впервые увидела на его выставке, состоявшейся в конце 2010 года. Стыдно сказать, но я до того никогда не слышала об этом сразу же покорившем меня художнике. Правда, я не занималась

Эйзенштейн

Иван Грозный как Царь-Пенис в рисунках Сергея Эйзенштейна. Фрагмент из новой книги историка Марка Кушнирова

28 ноября 2016
Эйзенштейн
Марк Кушниров. Эйзенштейн. Молодая гвардия. 2016 Чтобы представить новую биографическую книгу о знаменитом режиссере, изданную в серии ЖЗЛ, мы выбрали главу об Эйзенштейне-рисовальщике, чья экспрессивная графика хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), в Театральном музее им. Бахрушина, в частных коллекциях. Автор книги, историк и искусствовед Марк Кушниров в свое время снабдил подробнейшим и чутким комментарием альбом рисунков из прекрасного собрания Лидии Наумовой (1902 - 1986) — сестры артиста Михаила Жарова, художницы и друга режиссера, работавшей с Эйзенштейном на картине "Иван Грозный". На эту коллекцию, неотделимую от процесса самих съемок, Марк Кушниров опирается и в рассказе о создании фильма, об отношении Эйзенштейн

Милонга в Москве

О танце, в котором все друг в друга насмерть влюблены и навечно вместе

27 мая 2016 Наталья Львова
Милонга в Москве
Танцует тот, кто не танцует, — это Александр Кушнер. С какой черной завистью всегда смотрела на танцующих людей. Попытки научиться всегда заканчивались угрюмым ужасом. Ни считать "раз-два-три...", ни слушать оглушительные хлопки рук, нет — сразу танцевать, как они. Поэтому всегда сижу с равнодушным видом и дуюсь. А вокруг танцуют, каждый вечер в зимней Москве. Милонга. Танец. Танцевальная вечеринка. Танго, танго-вальс и… как-бы выговорить… чакарера. Танцуют в будние дни в небольших ресторанах, договариваются с хозяином, не все охотно пускают к себе танцоров: их вечеринки не прибыльные, пьют только воду и не едят вовсе. Входной билет стоит 200–300 рублей. Прекрасные женщины: прически, платья... Мужчины могут быть в обычных клетчатых рубашках, даже в

Десять картин с зеркалами

Их могло быть сто или двести, подборка очень субъективная, но каждая картина из этой десятки имеет серьезные заслуги перед историей искусства

26 мая 2016 Людмила Бредихина
Десять картин с зеркалами
  Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная галерея, Лондон Эта картина считается одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения. Детали ее так реалистичны, что заставили современного художника Дэвида Хокни заподозрить художников Возрождения в "секретном знании" и использовании специальных зеркальных гаджетов. О картине ван Эйка он пишет: Подсказкой тому, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный. Игра света на подсвечнике и его изображение в перспективе действительно написаны с фотографической убедительностью. Но я о другом. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы

Александр Дейнека. Портрет художника Вялова

О ранней работе "советского Пикассо", что хранится в Курске

24 мая 2016 Игорь Шуклин
Александр Дейнека. Портрет художника Вялова
Картинная галерея им. Дейнеки в Курске выглядит антимузейным пространством, и это идеально совпадает с моей нелюбовью к формату музея. Здание проектировалось как рядовая советская библиотека, но никогда в этом качестве не функционировало. Именно это убогое с точки зрения привычной музейной архитектуры место завершает смысл утилитарного существования станковой живописи, связанной с "украшением" стен рабочих клубов, библиотек и других общественных мест, и завершает смысл выбранного мною портрета. "Портрет Вялова" ― довольно ранняя работа советского Пикассо. Портрет выполнен на стыке авангардной традиции с чертами того самого реализма, который после 1917 года призван был зафиксировать новую реальность. Повторюсь, музейность как в классическом, так и в современном формат