Показать меню
Изо

Натюрморты Джорджо Моранди в Пушкинском

О бутылках, в которые вмещается мир

16 июля 2017 Катерина Вахрамцева
Натюрморты Джорджо Моранди в Пушкинском
В бело-серых, аккуратно заштукатуренных залах становится уже не важно, что за окном. В этих залах висят натюрморты Моранди. На них – бутылки и кувшины. И они как что-то живое. Перенимая у итальянских мастеров внимание к деталям, Моранди поместил повседневность и обычные вещи в центр искусства. Цитаты из работ великих предшественников – не подражание и копирование, а попытка поймать, удержать дымчатую повседневность, которая рассеется, если прикоснуться. Джорджо Моранди родился в 1890 году. Видел Первую мировую войну, возникновение, развитие и крушение фашистской диктатуры, сменявшие друг друга художественные течения и воцарившийся в Италии футуризм. Практически не выезжая из Болоньи, он всю жизнь писал бутылки. Траурные и торжественные, трагические и радостные. Эти небольшие

Гауди. Архитектура как молитва

Что оставил легендарный каталонец: впервые выставка в Москве

20 июня 2017 Галина Парсегова
Гауди. Архитектура как молитва
25 июня исполнится 165 лет со дня рождения Антонио Гауди-и-Корнета. К этому событию приурочена выставка в Московском музее современного искусства "Антонио Гауди. Барселона", первая в России посвященная великому художнику и архитектору модернизма. Более 150 предметов из частных коллекций, музеев и фондов Испании, старинные снимки, чертежи и эскизы, макеты, мебель из жилого дома Каса Кальвет на улице Касп, изразцы из парка Гуэль. 14 из 18 построек Гауди украшают Барселону. Каталонская столица обязана неповторимым обаянием своих кварталов не только Гауди, но во многом, именнно ему. Труженик, аскет, мистик создал вселенную в городе. Названный современниками Данте нашего времени он при жизни пережил свои "Ад", "Чистилище" и "Рай":

Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства

Фрагмент книги, вдохновляющий на путешествие по европейским маршрутам художницы

28 апреля 2017
Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства
В Третьяковской галерее в эти дни открыта выставка Зинаиды Серебряковой, а в издательстве "Слово/Slovo" вышла монография Павла Павлинова "Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства". Автор книги – специалист по наследию художественной династии Бенуа – Лансере – Серебряковых, правнук художника Евгения Лансере, брата Серебряковой. В книгу вошли избранные места из личной переписки художницы, материалы семейных архивов, репродукции работ, в том числе, никогда прежде не публиковавшихся и малодоступных.  В историю жизни Серебряковой — в юности участницы художественного объединения "Мир искусства", основанного ее дядей Александром Бенуа, — входит история ее большого рода, страшная история страны, разлучившая Серебр

Путешествие Сибиллы Мериан в Суринам

Какао, папайя и амфибии эпохи барокко в рисунках первой исследовательницы Нового Света

17 апреля 2017 Наталья Львова
Путешествие Сибиллы Мериан в Суринам
  В искусстве воплотясь, и чудище, и гад 
 Нам все же радуют настороженный взгляд: 
 Нам кисть художника являет превращенье 
 Предметов мерзостных в предметы восхищенья. Никола Буало   Бабушка была всегда недовольна мною. Летом нас с ней отправляли на съемную дачу в Опалиху. В мои 3-4 года, как я сейчас понимаю, она как-то пыталась меня "социализировать". Приводила мне друзей, соседских девочек, но обращалась я с ними неважно. Дружбы не получалось. Каждый день она водила меня гулять и тотчас теряла в высокой траве, где я могла сидеть бесконечно, что-то внимательно разглядывая на земле. В конце концов она придумала наряжать меня в красное платье, тогда я не терялась в зарослях. А в московском дворе за домом жили муравьи. Они везде

Мадонны тающего образа в историях Витторио Згарби

Об ирреальных девах и девочках Балтуса. Фрагмент из книги

14 апреля 2017
Мадонны тающего образа в историях Витторио Згарби
Пока к выходу готовится третий том серии Витторио Згарби "Сокровища Италии" о мастерах итальянского искусства от ренессанса до маньеризма и барокко, издатели дополнили это замечательное собрание еще одной книгой. Она посвящена образу женщины, меняющемуся из эпохи в эпоху: от Евы к Мадонне, от прекрасной дамы к вечной девчонке, от кокетки к царице, и для обложки выбрана работа прерафаэлита Россетти, мечтательно повернувшего вспять постепенное снижение высоких образов Возрождения к низким истинам модернизма. В соответствии с воззрениями меняющихся эпох на святость, идеал, красоту, Згарби делит свою книгу на несколько частей. "Встреча неба и земли", где все женщины – девы и даже "ирреальные девы": безгрешные святые и сама Богоматерь в саду ил

Десять картин с облаками

Зевс, если верить Овидию, любил принять форму облака

13 апреля 2017 Людмила Бредихина
Десять картин с облаками
Облака служат надежным источником метафор с библейских времен. Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую, ― читаем в Третьей Книге Царств, и, если помните, небо тут же сделалось мрачно от туч и ветра, жертва и мольбы были приняты, и пошел большой дождь, и Саваоф посрамил Ваала (18:44). Вот плывет облако, похожее на рояль, ― читаем у Чехова и вспоминаем, из какого сора растут стихи и проза… К тому же облака ― прямые родственники нимбов. В древнеримской мифологии облако, в котором боги спускались на землю, называлось nimbus (туман). А Зевс, если верить Овидию, любил принять форму облака и в любовных своих похождениях. В живописи Возрождения облака исправно служили пышными подушками для ангелов, а сегодня картинки с облаками занимают первое место

Владимир Сарабьянов: Здесь жизнь жительствует, и мудрость сочетается с непосредственностью

Памяти художника-реставратора, ученого, подвижника

6 апреля 2017 Владимир Липилин, Наталья Львова
Владимир Сарабьянов: Здесь жизнь жительствует, и мудрость сочетается с непосредственностью
Владимир Дмитриевич Сарабьянов преставился 3 апреля 2015 года. Его имя при жизни стало частью мировой культуры. Он был не просто уникальным специалистом по древнему русскому искусству, он был из тех, кто спасает, воскрешает, дает жизнь. С 1991 года он бригадир художников-реставраторов, руководил реставрацией икон из музеев России и комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Мирожского и Снетогорского монастырей Пскова, храмов Новгорода, Полоцка, Старой Ладоги, фрескам Андрея Рублева в Звенигороде, ансамблям монументальной живописи Московского Кремля и Кирилло-Белозерского монастыря. Этот разговор был записан в декабре 2011 года, буквально на ходу — Владимир Дмитриевич выкроил время и лично провел нашего корреспондента Владимира Липилина и фото

Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер

О выставке-реконструкции, синеве Сапунова и слове корсара

4 марта 2017 Вероника Бруни
Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер
Прима Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер впервые в истории классического балета заговорила со сцены во время танца. Ее словами стало повелительное "На борт!", когда она танцевала в "Корсаре" невольницу Медору – мужской костюм, воображаемый подкрученный ус… Другой легендой стала ее коллекция русского изобразительного искусства второй половины XIX–начала XX века, поднятая на борт со строгим, ничуть не дамским вкусом: никакой жантильности, вычуры, салона.   Екатерина Гельцер в балете Корсар. 1912    Этому собранию и посвящена выставка "Гельцер. Коллекция" в галерее "Наши художники". Как некогда в доме Гельцер, на ней царит Левитан, и воздух театральной условности насыщает остановленн

Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости

О художниках в кино

15 февраля 2017 Вероника Бруни
Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости
        В Берлинском конкурсе показывают фильм по книжке Макса Фриша "Монток", где он в частности упоминает здешние места – по соседству с фестивальным дворцом: Самое лучшее здание новой архитектуры, какое я знаю: филармония, построеная Шаруном. Холодный февраль; легкий воздух. Филармония отсюда через дорогу, согревает подстывший пейзаж желтыми угловатыми боками. Поверх автобиографической прозы Фриша – это искренняя книга, читатель, – Фолькер Шлендорф, с Фришем друживший, надстраивает собственную историю любви, пережитую им также в Нью-Йорке, за несколько лет до падения Стены. Получается собирательный образ художника. Ремесло героя фильма Шлендорфа то же – писатель. Изменился стиль изложения. Вместо супрематизма Ф

Живопись-судьба. Воспоминания

О том, что удачный этюд наравне с хорошим человеком, и что в этих красках светит радость бытия

27 декабря 2016 Николай Тужилин
Живопись-судьба. Воспоминания
Критики говорят о Николае Терентьевиче, что можно роман написать, стоя у одной только его картины. Эти воспоминания выдающегося художника-реалиста – все равно что набросок такого романа, замечательная лапидарная проза. Они касаются не только жизни самого Тужилина, родившегося в 1930-м году, но и исчезновения крестьянской цивилизации, так же как в цикле Виктора Филимонова о доме и дороге Шукшина, который Культпро продолжит публиковать и в следующем году. Рассказ художника о прожитом и созданном записан его дочерью Юлией Тужилиной весной 2016 года и публикуется впервые в виде небольшого фрагмента. "Это не просто очень хорошая живопись. Это живопись-судьба... Это мировоззрение, это выстраданное, предельно искреннее послание, обращенное к нам, современник