Показать меню
Коллекция

Народное кино: «Брат 2» и «Война»

Глава из биографии Алексея Балабанова, написанной Марией Кувшиновой

28 февраля 2014
Народное кино: «Брат 2» и «Война»
Публикуется с разрешения издателя. Подробно о книге читай в рецензии Вячеслава Курицына.   «Илиаду» и «Одиссею» разделяет для нас языковая пропасть: «Илиаду» до сих пор читают в архаичном переводе Гнедича, а «Одиссею» — в переводе Жуковского, одного из создателей современного русского. В «Илиаде» греки приплывают и осаждают Трою, не двигаются с места; в «Одиссее» герой скитается по морям, чтобы вернуться домой. Первый «Брат» (пришёл, увидел, осадил) похож на «Илиаду», второй — на «Одиссею», путешествие с надеждой на возвращение домой (или с правом на надежду). Монохромный мир первого «Брата», гангстеры и жёлтые пиджаки, Апрашка, кладбищенский хол

Роман Арбитман. Как мы с генералиссимусом Луну пилили

Фрагмент, где в 1945 году Сталин с Трумэном на конференции в Потсдаме Луну делят, а в наши дни никого этим не удивишь

27 февраля 2014
Роман Арбитман. Как мы с генералиссимусом Луну пилили
Роман Арбитман — литератор широкого профиля. Автор криминального жанра (сериал "Досье детектива Дубровского" снят по его страшилкам), фантастических романов, исторических исследований, литературный критик. В каждом новом жанре Роман норовит выступить под новым псевдонимом (наиболее известный из них — Лев Гурский), какие-то из этих псевдонимов были известны литературному сообществу, а какие-то раскрываются сейчас, в мемуарной книге, которая выходит в издательстве "Время", и ранее не публиковавшийся фрагмент которой автор любезно разрешил обнародовать "Культпросвету". Роман Арбитман. PhotoXpress В этом фрагменте идет речь о том, как в одной из своих книг (мистифицированная "История советской фантастики", вышедшая под псевд

Девочка на коньках

Рассказ Олега Постнова из проекта «Русские женщины»

25 февраля 2014
Девочка на коньках
Сначала нужна женщина, и только потом появляются дети, но в данном случае вышло наоборот. Антология «Русские дети», составленная из сорока восьми рассказов современных отечественных сочинителей, вышла в прошлом году и имела успех. Во всяком случае, издатели («Азбука») и составители (Александр Етоев и Павел Крусанов) воодушевления не потеряли и залудили вторую серию, сборник «Русские женщины». Туда вошло сорок семь текстов (сорок шесть рассказов и один стих), посвященных, как нетрудно догадаться, представительницам одного такого интересного пола. На любой вкус, не просто «сто цветов», но цветы все грамотные, профессиональные: большинство рассказов - отличное чтиво. Книга в эти дни появится в магазинах. С любезного разрешения издателя 

Места силы в Удмуртии

Поэтический путеводитель, эпизод 2. Лариса Орехова о каменном лосе, Зина Сарсадских о лавочке во дворе, Сергей Шумихин о Михайловском соборе и бонус от Андрея Баранова

25 февраля 2014
Места силы в Удмуртии
«Культпросвет» публикует эссеистическую часть «Поэтического путеводителя» (о нём подробно рассказал один из его составителей Андрей Родионов ). Это уникальный литературный проект, в ходе которого 80 поэтов из 20 городов России написали по маленькому лирическому очерку о важных для себя местах силы. Сегодня четыре автора из Удмуртии, из Ижевска и Сарапула.

Кристальные люди

Фрагмент из будущей книги Станислава Гридасова: история саратовского хоккейного «Кристалла» в лирических сценах

21 февраля 2014
Кристальные люди
Станислав Гридасов, один из ведущих спортивных журналистов России (основатель сайта Sports.ru, в течение многих лет главный редактор журнала «ProСпорт»), написал книгу о команде, за которую болел в детстве, ― о хоккейном саратовском «Кристалле». Книга состоит из двух неравных по объёму частей. Первая, меньшая, представляет собой лирическую документальную прозу и посвящена околохоккейному Саратову семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века (есть, впрочем, и один современный фрагмент, из 2011-го). Автор говорит, что пытался писать её от лица лирического героя, провинциального подростка, как бы без учёта тех знаний, которыми он обладает сейчас. Этот подросток не знал, например, что борьба его «Кристалла» с ленинградским СКА за право остаться в высше

Машины в витрины

Стихотворение, не вошедшее в полное собрание сочинений Александра Ерёменко

20 февраля 2014 Александр Шабуров
Машины в витрины
Стихи поэта Ерёменко я читал больше всех остальных жителей планеты Земля. Получилось это вот как. У меня есть друг Женя Касимов. Литератор. Всех других литераторов он делит на хороших и плохих. Хорошие — те, с кем ему довелось выпивать в годы учёбы в Литературном институте, плохие — это все прочие. И вероятно, больше всего Касимов выпивал с Сашей Ерёменко, потому как считал его самым лучшим поэтом и своим лучшим другом. Поэтому, когда жена Ерёменко Галя, тоже, кажется, окончившая Литинститут, стала риэлтором и заработала много денег, она решила издать книгу мужа и заказала её Жене. Надо объяснить, что это была непростая книжка. Все собранные по сусекам стихи Ерёменко занимали одну десятую часть. А девять десятых — комментарии о промелькнувших в них «пере

Поэтический путеводитель, эпизод 1

Места силы в Удмуртии: Пётр Захаров о лагере «Дзержинец», Александр Корамыслов о Благовещенском соборе, Энвиль Касимов об Ижевском пруде

11 февраля 2014
Поэтический путеводитель, эпизод 1
«Культпросвет» публикует эссеистическую часть «Поэтического путеводителя» (о нём подробно рассказал один из его составителей Андрей Родионов). Это уникальный литературный проект, в ходе которого 80 поэтов из 20 городов России написали по маленькому лирическому очерку о важных для себя магических местах. Сегодня три автора из Удмуртии, из Ижевска и Воткинска, позже будут ещё три — из Ижевска и Сарапула.

Моя родина — Луна

Письма Андрея Платонова к жене

4 февраля 2014
Моя родина — Луна
Можно сказать и так, лучшие письма Платонова обращены к жене. В сборник, выпущенный в конце года издательством «АСТ», вошли не только они. Всего их 350 — тех писем, что сохранны, доступны и впервые собраны в книгу. Самый, пожалуй, гениальный русский писатель ХХ века лишь недавно обзавёлся собранием сочинений, а вот теперь, пару лет спустя, томиком писем. Как говорят составители, «предварительным», поскольку еще не все архивы Лубянки раскрыты. Книга построена хронологически, однако, сюжет её развивается так, будто его специально выстраивали, заботясь о законах драматургии. Начинается книга ворохом коротеньких, адресованных начинающим авторам, не писем — записочек, которые Андрей Платонов публиковал в воронежской газете. Затем появляются послания в издател

Сохраняем исчезающие миры

И начинаем публикацию «Поэтического путеводителя» по российским городам. Рассказ составителя

30 января 2014 Андрей Родионов
Сохраняем исчезающие миры
Несколько лет назад я работал варягом в Перми и принимал участие в издании «Поэтического путеводителя по городам «Культурного альянса». «Альянс» существовал на деньги «Единой России», не самой любимой моей политической силы, но цель его была благородна: соединить огромную Россию горизонтальными культурными связями мимо Москвы. Чтобы ездили друг к другу с гастролями провинциальные театры, чтобы вспыхивали звёзды поэтические, музыкальные и, конечно, звёзды-художники. Пермь тогда была столицей «Культурного альянса» и вообще культурной столицей, поэтому в ней происходили отчётные мероприятия по обмену культурными ценностями. В «альянс» на тот момент входило двадцать, кажется, городов, и даже Санкт-Петербург, который, не став

Существовал ли «русский авангард»?

Легендарная статья Андрея Ковалёва о русском авангарде, не публиковавшаяся двадцать лет

28 января 2014
Существовал ли «русский авангард»?
Статья знаменитого «чичероне» 90-х, а ныне кандидата искусствоведения и преподавателя МГУ Андрея Ковалёва рассказывает о терминологических неувязках и трагикомических поворотах в истории русского авангарда. Она написана двадцать лет назад. Но дело, конечно, не в юбилее.  «Увы, русское искусство к настоящему моменту почти никак не описано энциклопедически, что и делает его беззащитным…» — писал Ковалёв в 1994 году. Похоже,  ситуация несколько изменилась. Радуясь по поводу выхода двух томов «Энциклопедии русского авангарда» и просматривая библиографию по этому поводу, я нашла много ссылок на этот старый текст, но не могла отыскать собственно текста. Выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом» заставила опять вспомни