Показать меню
14 апреля 2014

«Обитель» Захара Прилепина

Свой роман о Соловках писатель начал по-французски

14 апреля 2014 Игорь Зотов
«Обитель» Захара Прилепина
Захар Прилепин написал суперроман. Во всех смыслах этого слова. Его «Обитель», уверен, станет главным литературным событием этого года в России. Дело не только в объёме ― почти 800 страниц. Не только в широчайшем диапазоне: роман легко можно поименовать «энциклопедией соловецкой жизни». Не только в драматургии: любовная история на чудовищном фоне быта СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), пионера советского ГУЛАГа. Дело не в деталях, не в психологической достоверности происходящего, не в гармоничном смешении исторических персонажей с вымышленными, так что и разделить их невозможно. И даже не в том забавном факте, что роман начинается с диалога, который персонажи ведут на французском языке в суровом соловецком лесу, как бы пародируя беседу в

Тамара Левада: На чем Москва держалась

Карточки, почтальоны, сорняки, фотограф Живаго и цивилизация глазами школьницы из осажденной Москвы и философа из Москвы постсоветской

14 апреля 2014 Александра Пушкарь
Тамара Левада: На чем Москва держалась
Битва за Москву продолжалась сто с лишним суток, с 30 сентября 1941-го по апрель 1942-го. В европейские учебники истории она вошла под немецким названием: операция «Тайфун». Между обороной и наступлением наших частей жителей Москвы эвакуировали дважды. Детей вывозили почти принудительно, в городе оставались единицы. В их числе - Тамара Левада. Тамара Васильевна родилась в Москве и живет здесь до сих пор. Окончила философский факультет МГУ. Преподавала философию. Вдова видного российского социолога Юрия Александровича Левады. Рассказ её долгий, но все его события составляют единый непрерывный сюжет, и нашей жизни тоже.    Простые вещи Тамара Васильевна Левада. Из домашнего архива Весной 1941 года мне исполнилось 12 лет. Мама у меня ― домохозяйка,

Какие бывают «Борисы Годуновы»

И какой из них претендует на «Золотую маску»

14 апреля 2014 Вячеслав Курицын
Какие бывают «Борисы Годуновы»
Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создана по драме Пушкина и имеет минимум пять редакций: две авторские (1869 и 1872 года), две – Римского-Корсакова (1896 и 1908) и одна – Шостаковича (1940), в иных случаях для постановки выбираются сложные миксы из разных версий. Имея в виду, что опера посвящена злодею-монарху, можно предположить, что переделки имели политическую подоплеку. Это сейчас (да и то, возможно, «пока») можно петь что угодно, искусства так много, что за всем не уследишь, а в пореформенной царской России любое произведение, поставленное в Мариинском театре (именно туда Мусоргский принес первый вариант), неизбежно попадало в центр внимания. Но если первый вариант и не приняли по соображениям политики, то – политики театральной