Показать меню
16 мая 2014

«Маскарад» на выставке Александра Головина

Продолжение разговора о сценографии художника, а также кое-что о революциях, картах, шулерах и вампирах

16 мая 2014 Людмила Бредихина
«Маскарад» на выставке Александра Головина
Постановка «Маскарада» на сцене Александринского театра ― заметное событие в истории России и российского театра. Было время, когда её иначе, чем «величайший спектакль ХХ века» не называли, но было и время, когда её старались не упоминать вовсе, как и весь Серебряный век. Последняя премьера царской России с невероятным по тем временам бюджетом в триста тысяч рублей золотом состоялась 25 февраля 1917 года, то есть в самый канун Февральской революции, под свист первых пуль и крики людей на баррикадах. Хотя задумана она была шестью годами раньше, к годовщине со дня смерти Лермонтова. Спектакль объединил разные жанры (драму, трагедию, пантомиму, оперу, балет) и сконцентрировал стилистические поиски дореволюционного театра. Но дело, конечно, не в этом. Он вызывал у

Павел Васильев. Снегири взлетают красногруды

Поэзия перед расстрелом

16 мая 2014 Захар Прилепин
Павел Васильев. Снегири взлетают красногруды
Это написано в тюрьме, незадолго перед расстрелом, и этим предчувствием (хотя Васильев надеется, что его отправят в ссылку, судя по третьей строке) стихотворение наэлектризовано. Одно из самых пронзительных в русской литературе. Снегири взлетают красногруды... Скоро ль, скоро ль на беду мою Я увижу волчьи изумруды В нелюдимом, северном краю. Будем мы печальны, одиноки И пахучи, словно дикий мёд. Незаметно все приблизит сроки, Седина нам кудри обовьёт. Я скажу тогда тебе, подруга: «Дни летят, как по ветру листье, Хорошо, что мы нашли друг друга, В прежней жизни потерявши всё...   P.S. от редакции Павел Васильев (1909–1937) ― русский поэт. Родился в Зайсане (нын. Казахстан) в семье учителя и крестьянки. Одно из первых стихотворений, написанных ещё в школ