Показать меню
Сорокин Владимир

Сено Гегеля и Лескова

Старое новое чтение к Старому Новому году

5 января 2018 Игорь Зотов
Сено Гегеля и Лескова
На самом деле все было не так, как отложилось в памяти. Справедливости ради признаюсь: сперва-то я прочел "Кольца Сатурна" Зебальда, и лишь затем "Манарагу" Сорокина, а все это вместе – на фоне очередного тома нескончаемого Пруста. Но миф, с которым жить, вышел такой: разочаровавшись в Сорокине, я поклялся больше никогда в жизни не связываться с современной литературой. Nunca jamas – как говорят в таких случаях испанцы. Вместе с Россией, стозевно дышавшей еще в "Теллурии", из новой прозы Сорокина ушла сама жизнь, взамен же она (проза) обрела приставку "евро". Отставив Россию, Сорокин написал вполне заурядный евророман, в меру смешной, в меру увлекательный, каких море.       Зато окончательно очаро

Безумное чаепитие

О премии «Нос» и о том, что такое диктатура

1 февраля 2015 Игорь Зотов
Безумное чаепитие
В «Карте родины» Петра Вайля есть замечательная глава под названием «Батумский чай». В ней описана поездка автора в Аджарию и обед в резиденции тогдашнего президента этой республики Аслана Абашидзе. Вот чем он закончился: Завершим обед батумским чаем, — приветливо предложил президент. — Такого вы еще не пили. Следующие четверть часа прошли в рассказах о том, что такое батумский чай. Кажется, хотя об этом не было сказано впрямую, его сочинил тоже президент — как детскую оперу, катера, спагетти, государственный флаг, герб, музыку, отчасти текст гимна и еще многое другое, если не все в Аджарии. Мы узнали, какие именно травы и соцветия входят в состав батумского чая, — всего не упомнить, и от чего он помогает: тут просто —

Так победим?

Последний штрих на титульный лист "Большой книги-2014"

25 ноября 2014 Игорь Зотов
Так победим?
Сегодня вечером стали известны победители самой важной литературной премии России - впереди Захар Прилепин, на втором и третьем местах Владимир Сорокин и Владимир Шаров. По числу и качеству экспертов, премия "Большая книга" претендует на объективность: выявить и наградить тех, кто действительно того заслуживает. Это получается не всегда. Более того, это почти никогда не получается, просто потому, что объективность в творчестве эфемерна. И тем не менее, из года в год в список финалистов премии попадают почти все лучшие книги, написанные на русском языке. Если бы решение зависело от меня, я бы расположил нынешних финалистов именно в таком порядке, как он приведен ниже. И пусть не смущают вас в этом рейтинге сразу три претендента на третье лауреатское место, раз уж лауреатами, 

Теллурия, или 50 глав безвредной радости

Гвозди Владимира Сорокина в номинации на "Большую книгу"

20 сентября 2014 Игорь Зотов
Теллурия, или 50 глав безвредной радости
  Последний роман Владимира Сорокина "Теллурия" привычно вошёл во все премиальные расклады. Он и сейчас в коротком списке премии "Большая книга", лауреат которой будет назван в конце осени. А на "Национальном бестселлере" "Теллурия" набрала равное число голосов с "Заводом "Свобода" Ксении Букши, и только вмешательство председателя жюри не позволило Сорокину получить очередную награду. С одной стороны, это несправедливо: при всех несомненных достоинствах прозы Букши, по гамбургскому счету, проза Сорокина её превосходит. Сорокин сегодня единственный классик в русской словесности. С другой стороны, для Букши премия - хороший стимул, а от статуса классика не убудет. Читатель в большинстве своём книг Сорокина, к сожалению, л

Завод "Свобода": русская литература в 2014 году

Об истории и баснях советского завода, а также русской смекалке, дефиците и рационализаторстве

30 июня 2014 Игорь Зотов
Завод
Ксения Букша. Завод «Свобода». ОГИ. 2014 Не так давно в Питере вручили литературную премию "Национальный бестселлер". На церемонии не обошлось без интриги: два финалиста - Владимир Сорокин и Ксения Букша - набрали одинаковое количество баллов. По правилам, решающий голос остался за председателем жюри Леонидом Юзефовичем. Он предпочёл московскому классику молодого питерского автора с романом «Завод «Свобода». Получилось, как в сказке, в полном согласии с лозунгом премии: Проснуться знаменитым. Впрочем это не совсем так. Тем, кто хотя бы немного следит за текущей русской словесностью, имя Букши хорошо известно. К тридцати одному году она - автор нескольких романов, повестей и рассказов, множества стихотворений и песен, которые сама ж

Русская литература в 2014 году: сирены спели на заказ

А также книга о Хрущёве и фильм о Хемингуэе

20 мая 2014 Игорь Зотов
Русская литература в 2014 году: сирены спели на заказ
Для начала аннотация: Сборник под названием «Очарованный остров. Новые сказки об Италии» был задуман ассоциацией «Премия Горького» в связи со 100-летним юбилеем первой публикации «Сказок об Италии» Максима Горького. В течение 2012–2013 годов ряду известных российских писателей было предложено совершить поездку на Капри и затем написать текст, связанный с этим островом. В итоге крупнейшие современные авторы представлены в этой книге очень разными по жанру и стилю произведениями, которые объединяет один источник вдохновения — волшебный остров Капри. Всё ясно изложено, а вопрос остался: зачем это издавать? Авторы, конечно, постарались, но одного старания в творчестве маловато. У кого-то «волшебный остров» не вызвал никаких эмоц

Захар Прилепин: Империя - это форма жизни, единственно возможная для моей страны

О тех, кто принимает решения, о правде Толстого, о Крыме Пушкина и о том, без чего рассыпается нация

23 апреля 2014 Игорь Зотов
Захар Прилепин: Империя - это форма жизни, единственно возможная для моей страны
Роман "Обитель": почти 800 страниц, 40 центральных персонажей и сотня эпизодических: православные и католические священники, поэты, философы, актёры, музыканты, спортсмены, шпионы, крестьяне, революционеры, чекисты, белогвардейцы, русские, украинцы, индусы, латыши, чеченцы, поляки, казаки, евреи. Каждому - своя биография, убеждения, вера, характер. Чтобы изучить и положить на бумагу мир Соловков, Захару Прилепину понадобилось три с половиной года труда. И вот пришло время это читать. Мало, кто понимает, и редко от кого можно услышать, что «дело государственной пропаганды - не пропагандировать прихоти и похоти, а доказывать, что всегда выигрывает тот, кто тоньше чувствует, сложнее рефлексирует». Об этом и о том, как создавалась книга, как история человеческой души скла