Показать меню
Гоголь Николай

Что смотреть на ММКФ: Лицо

О нелицеприятном и об отличном польском фильме

20 апреля 2018 Галина Парсегова
Что смотреть на ММКФ: Лицо
Лицо. Twarz. Режиссер Малгожата Шумовска. Польша, 2018. Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля Мифология лица в целом и по частям, его метаморфоз и потери часто встречается в литературе и кино. Гоголевский "Нос", например: Будь я без руки или без ноги — все бы это лучше; будь я без ушей – скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто возьми да и вышвырни за окошко! Или "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда: Высоко развитый интеллект уже сам по себе некоторая аномалия, он нарушает гармонию лица. Как только человек начнет мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо. Посмотри на выдающихся деятелей люб

Русская литература в 2015 году: Вечный сдвиг

О занимательной стихотерапии в новом сборнике Елены Макаровой

24 марта 2015 Игорь Зотов
Русская литература в 2015 году: Вечный сдвиг
Елена Макарова. Вечный сдвиг: Повести и рассказы. Новое литературное обозрение, 2015 Старая няня, посылая в голодную деревню курицу, вложила в ее чрево десятку и приписала: "Ишшы в куры!". А нянина дочь не разобрала смысла, сварила курицу вместе с десяткой. Сорок лет минуло, а они все вспоминают, все горюют, какую ценность схлебали почем зря! Все нити стянуты в узоры. Амурские волны накатывают на дунайские. Духовой оркестр нашей памяти играет под сурдинку. Этот рассказ "Заначка" посвящен относительно безобидным будням брежневского застоя, но в заначке у советской истории есть не столь вегетарианские сюжеты. Историк и арт-терапевт Елена Макарова переводит травмоопасное прошлое на безопасный для психики уровень. Так что э

Русская литература в 2014 году: Владимир Шаров

Гоголь как бесконечный тупик

17 октября 2014 Игорь Зотов
Русская литература в 2014 году: Владимир Шаров
Владимир Шаров. Возвращение в Египет. Роман в письмах. АСТ. 2013 В самом разгаре читательское голосование по короткому списку премии "Большая книга", и мы продолжаем знакомиться с номинантами. О книгах Ксении Букши, Захара Прилепина, Владимира Сорокина и Алексея Макушинского я уже рассказывал, сегодня очередь москвича, историка Владимира Шарова, автора романов «Старая девочка», «Репетиции», «До и во время»,  «Будьте как дети», "Воскрешение Лазаря", сборника эссе "Искушение революцией". Гоголь, как известно, не был женат и не оставил наследников по прямой линии. Не завершил он и главного труда - "Мертвые души", сжег вторую часть, не написал третью. Казалось бы, за полт

На что нам бесполезные вопросы?

Если вампир укусит мусульманина и превратит того в вампира, убоится ли такой вампир католического креста?

23 сентября 2014 Дмитрий Бавильский
На что нам бесполезные вопросы?
  В Живом Журнале существует весьма популярное комьюнити Бесполезных вопросов. Оно насчитывает почти тридцать тысяч участников и гарантирует чтение одно из самых веселых, никогда не оскудевающее и духоподъемное. Безответные вопросы – таков особый жанр, расцветший в русле русской традиции. Вот у Гоголя: Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву, или не доедет?» — «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет? Почему не делают автоматы с двумя магазинами, как у той тетки из первой части «Обители зла»? Если вампир укусит мусульманина и превратит того в вампира, убоится ли такой вампир католического креста? Можно ли загипнотизировать собаку? Будет ли считаться кражей, если умыкнуть продукт

Не считая собаки

Муму. К 160-летию публикации повести Ивана Тургенева

30 апреля 2014 Константин Богомолов
Не считая собаки
Автор этой рубрики имеет давнюю склонность внедряться туда, где, по его мнению, некая яркая история не до конца разыграна; либо где исторические и документальные источники в какой-то ответственный момент замолкают или не договаривают. Автору далеко до тыняновской смелости начинать там, где кончается документ. Тем не менее к предлагаемой формуле "Исправленному верить…" читатель волен, при желании, добавить вопросительный знак.             Диагноз: Муму В поздние советские годы Областная психиатрическая больница, вольготно раскинувшаяся на 8-м километре Сибирского тракта в городе Свердловске, была флагманом уральской психиатрии. Здесь внедрили новые формы трудотерапии для пациентов и инновационные формы работы

«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера

Русская музыкальная футуристика пользуется спросом на мировых экранах, а Гоголю – сегодня 205 лет

1 апреля 2014 Вячеслав Курицын
«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера
Текущий сезон оказался самым русским за всю историю нью-йоркской «Метрополитен-опера»: на открытии спели «Евгения Онегина», весной московский режиссер Дмитрий Черняков дебютировал с «Князем Игорем», а между этими двумя событиями уместилось возобновление спектакля 2010 года по гоголевскому «Носу» Дмитрия Шостаковича. «Нос» не просто заново запустили на сцену: его повторы постоянно идут, в том числе и в Москве, в проекте «МЕТ на экранах кинотеатров». «Нос» - футуристика, кавардак, но если его возобновили на самой богатой оперной сцене Солнечной системы и раз за разом повторяют в кинозалах - значит, он кому-нибудь нужен? Конечно, за прошедшие с момента сочинения оперы восемь с половиной десятилети

"Мертвые души" Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре

Зрители обсуждали премьерный показ прямо в зале

24 февраля 2014 Игорь Зотов
Признаюсь сразу, на эту премьеру я шел не без скепсиса: "Мертвые души" - все-таки не пьеса, а поэма (именно этот жанр значится у Гоголя), а, стало быть, ее нужно именно читать, а не ставить на сцене. Позже сам Серебренников сомнения отчасти развеял, пояснил, что во многом он и затеял постановку, чтобы возбудить интерес зрителя к прочтению поэмы. Ибо текст классика, а уж тем более Гоголя, богаче любых его толкований. И спектакль получился вполне и по-гоголевски убедительным. Часто неожиданным, смешным, динамичным, даже бешеным. Случалось, правда, что действие как бы "провисало". К примеру, в самом начале в долгой суете с колесами, которые то ли доедут до Москвы, то ли не доедут. Или ближе к финалу, когда путешествие Чичикова по помещикам закончилось, а вместе с ним пр

Только сабля казаку во степи жена

О том, что общество, оплачивая «Вия», заказывает правду о себе сегодняшнем, а не «экранизацию», рабски следующую первоисточнику

4 февраля 2014 Игорь Манцов
Только сабля казаку во степи жена
«Вий» Олега Степченко произвёл на меня сильное впечатление. Во-первых, нормальный коммерческий продукт: на рядовом сеансе в тульском кинотеатре было не протолкнуться. Технологии на уровне, вполне зрелищно. Складно придумано, бойко смонтировано. Эти вещи даже не обсуждаем: оценка как минимум «хорошо». Говорят, бюджет – то ли 26, а то ли 28 млн. долларов. Вдобавок делали его шесть или даже семь лет. Если уж вложено столько времени и денег, значит, авторы полагались не на субъективные личные вкусы, но учитывали коллективные представления, фантазии и страхи. Гоголь, между прочим, писатель хотя и гениальный, но не совсем для массового потребления. Те, кто ожидал от фильма соответствия литературному первоисточнику, попросту не уважают коммерческую природу к

Сойти с ума

Безумие в русской классике. Больное дитятко Гоголя, цветок Гаршина, радость Чехова

22 января 2014 Игорь Зотов
Сойти с ума
В юности меня очень волновала тема безумия. Обычное дело: гормон играет, романтика бурлит. Жаждалось безграничной свободы, а попутно ― и счастья всемирного. Сразу и навсегда. Безумцы представлялись мне носителями такой свободы и трагическими героями борьбы со злом. Даже, кажется, мечталось с ума сойти. Не насовсем, впрочем, и не сильно, а этак слегка и на время. Да и сумасшедшие литературные герои ― все они ходили в любимцах. От Дон Кихота до Мастера. Теперь эта тема меня даже отчасти раздражает. Безумие мне представляется скучнейшей материей. Что в жизни, что в литературе. Николай Гоголь. «Записки сумасшедшего» Репродукция рисунка художника Карла Мазера "Николай Васильевич Гоголь" из собрания Государственного литературного музея. Михаил Филимонов/Р

Опера в Москве в январе-марте 2014-го

Сталин на оперной сцене, четыре «Онегина», «Альтист Данилов», диковины Глюка и Prince Igor на экране

10 января 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Москве в январе-марте 2014-го
На пред- и постновогодние спектакли в столице всё раскуплено, конечно, но не только на Новый год такая ситуация, билеты в оперу вообще стоит покупать заранее. Оперная афиша «Культпросвета» будет настроена на два-три месяца вперёд, чтобы вы могли спокойно делать выбор. Большой 22 и 23 января. «Борис Годунов» Мусоргского Постановка 1948 года (восстановили в 2011-м). Прекрасный антиквариат. Роскошные декорации Фёдора Федоровского. Костюмы, какие надо костюмы, ― щедрые. Помпезная, но не лишённая шалостей режиссура Леонида Баратова (Годунов в одной из сцен поёт спиной к залу, что вообще не принято). Много пафосной публики. Четыре акта и, соответственно, три антракта: есть, где себя показать (я был на «Годунове» этой осенью в очень мерзопогодный вечер