Показать меню
Звягинцев Андрей

Стеноз. "Аритмия" Бориса Хлебникова

О фильме года

4 января 2018 Анна Ниман
Стеноз.
  Реальность у нас, в Вайоминге, никогда не пользовалась особым спросом.                           Эпиграф к сборнику рассказов Энни Прул “Горбатая гора”   В 2010 году режиссер-документалист Александр Расторгуев говорил в интервью: У нас много фильмов не снимают. И на каждый фильм смотрят как на большое событие, авторское высказывание, требующее перемен в мире, как на попытку научить русский народ идеям добра, чести, патриотизма, или там еще чего. Так что каждый фильм воспринимается как какой-нибудь указ президента. Спустя семь лет, замечание Расторгуева о той парадоксальной реакции, которую спровоцировали не только его фильмы, но и творчество “новых тихих”, как окрестили Бориса

Канн 2017. Андрей Звягинцев. Нелюбовь

О том, что будущее исчезает, и об автобусе 777

18 мая 2017 Вероника Бруни
Канн 2017. Андрей Звягинцев. Нелюбовь
Будущее выходит из школы, бежит лесопарком мимо корней "Антихриста" из фон Триера, играет обрывком ленты, такой обносят опасные места или места преступления. Это все, что оно нам оставит, знак отсутствия. Немного поплачет в темноте, никому не нужное, и исчезнет – как невозможный, лишний, избыточный член уравнения, которое режиссер Андрей Звягинцев экономно решает на экране, не вдаваясь в подробности характеров и обстоятельств. В самом деле, какое будущее в 2012 году? У Бориса Немцова, появляющегося у Звягинцева в эфире какого-то медиа, его уже не осталось. Будущее еще попытаются искать какие-то люди доброй воли, станут обсуждать его судьбу и действовать в рамках процедур. Коллективный разум отряда волонтеров и спасительный человеческий порыв к общежитию поведут по гиблым ме

Русская литература в 2015 году: Свечка

Ода к радости Валерия Залотухи

24 августа 2015 Игорь Зотов
Русская литература в 2015 году: Свечка
  Валерий Залотуха. Свечка. Время, 2014   Кинодраматург Валерий Залотуха задумал "Свечку" еще в 2000 году, начал писать в 2001-м, рассчитывал управиться за год, а вышла она только в конце 2014-го. Автор отдал своему грандиозному, почти в 2 тысячи страниц роману, по меньшей мере, пятую часть жизни – Залотуха умер в прошлом феврале, и было ему немного за шестьдесят. Однажды один интеллигентный человек пошел защищать демократию, но встретил Бога, и Бог его чуть не изувечил, – к такому резюме вроде бы приходят главный герой "Свечки" Евгений Золоторотов и автор, решивший в эпилоге побыть еще и персонажем собственного романа. Эта, вроде бы емкая формула вовсе не исчерпывает, да и не способна исчерпать содержания "Свечки". Роман

Ешь, пей, смотри

О том, что фильм – это еда

29 апреля 2015 Артем Рыжков
Ешь, пей, смотри
Меня предупреждали, что ни в коем случае нельзя начинать статью со слова МЕТАФОРА. Потому что, стоит начать, и никто дальше читать не будет. Сразу решат, ну всё, дальше станет совсем ничего непонятно. Ведь статьи, как фильмы, начинаются с чего-то простого, а потом напряжение нарастает. В общем, я стал возражать, стал говорить, будто нет в этом слове ничего такого сложного. И даже можно почувствовать какое-то очарование древней Греции, когда его произносишь. Метафора. Тогда меня спросили, ну ок, но что же оно значит?  Ну вот, слушайте. Я смотрю на красивую девушку и говорю: ты вся прямо светишься. Это и есть метафора. Я наделяю красивую девушку одним из качеств солнца. Я как бы говорю: ты такая, как солнце. Я говорю: ты такая же красивая и яркая, как солнце. Я говорю

Где он жить будет?

О квартирном вопросе в фильмах Алексея Балабанова

26 февраля 2015 Анна Ниман
Где он жить будет?
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо, Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой! Иван Бунин   Пролог У Василия Шукшина есть рассказ «Крыша над головой». В нем участники колхозного драмкружка  обсуждают постановку пьесы «из колхозной жизни», бьющую по «частнособственническим интересам». Несознательный герой пьесы под влиянием родственников жены строит добротный дом. Но, подвергнувшись критике колхозников,  он осознает свою ошибку и поджигает подведенное под крышу семейное гнездо. Общими усилиями колхозники

Первый русский «Левиафан»

О повести Дмитрия Григоровича «Антон-Горемыка» в современном прочтении

4 февраля 2015 Игорь Зотов
Первый русский «Левиафан»
История, по мнению классика, повторяется дважды: в виде трагедии и в виде фарса. Недавно нетленный афоризм получил новейшее подтверждение.  В 1847 году молодой русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович опубликовал в революционном по тем временам журнале «Современник» повесть «Антон-Горемыка». Не только содержание повести и перипетии ее публикации, но и полемика, которая развернулась вокруг нее, в примечательной точности повторяют сегодняшнюю ситуацию вокруг фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева. У Григоровича крепостной мужик Антон проходит круг за кругом земной ад и в финале отправляется в сибирскую каторгу. Само собой – без вины. Сюжет вечный, что называется архетипический, изложен еще в ветхозаветной Книге Иова. Библейским чудовище

Абыр, абырвалг

Там, где чудища живут, или Левиафан в мировой литературе: от абстрактного зла к реальному государству

4 февраля 2015 Игорь Зотов
Абыр, абырвалг
К выходу на экраны фильма Андрея Звягинцева "Левиафан" мы отыскали представителей этого вида в книгах прежних веков. …Из-за этакой гады забылся в человеке человек! – восклицает астафьевский герой, запутавшись посреди Енисея в собственных снастях, которые расставил на царь-рыбу – огромного осетра, и обреченный на медленную мучительную смерть. Бог и Астафьев прощают его, Игнатьич выпутывается, а осетр, по всей видимости, гибнет. Конечно, Астафьев не держал в уме царь-рыбу ни как олицетворение государственной мощи, ни как библейского левиафана. Но сам образ огромной рыбины, обитающей во враждебной среде и из глубин постоянно грозящей человеку гибелью, наверняка, в подсознании писателя бился. Нечто изначально чуждое, непонятное, мощное, непредсказуемо

Левиафан, Отрочество, Глобус

О жизни, как она есть, и как ее нет

14 января 2015 Лидия Маслова
Левиафан, Отрочество, Глобус
Чем «Золотой Глобус» лучше «Оскара»? Ну, во-первых, его присуждают 80 человек аккредитованных при Голливуде журналистов, которые по долгу службы вынуждены смотреть фильмы, за которые они голосуют, - в отличие от пяти с лишним тысяч членов Американской киноакадемии. Многие из академиков - люди пожилые, усталые или, наоборот, слишком занятые, чтобы ознакомиться со всеми фильмами, которые им присылают. Эти фильмы в неплохом качестве часто можно встретить на пиратском рынке с титром For awards consideration only. Поэтому «Оскар» присуждается, скорее, исходя из соображений личной дружбы, симпатии или престижа, в отличие от более демократичного и менее подверженного предрассудкам и предубеждениям «Глобуса». Среди его лауреатов и номинантов в этом г

13 фильмов про разговор с Отцом

О чем и как говорить с папой, когда тот царь, бог, призрак или пустое место

10 января 2014 Игорь Манцов
13 фильмов про разговор с Отцом
Что такое разговор с отцом? Если отнесешься легкомысленно, увидишь ситуацию, полную комизма.   Американский пирог. Братья Пол и Крис Вайц. 1999 Сын повзрослел, и ему "хочется". Отец должен научить тому, что сам проделал как минимум один раз, поучаствовав в зачатии собеседника. "Сынок, знаешь, я шел мимо твоей комнаты…" Озабоченный юноша закономерно напрягается. "Вот ― специальные полезные журналы. А это ― женская грудь. Ее используют в основном для кормления детей. Ну, и для любовных прелюдий". Первая серия ― без вопросов мощное кино. И драматургически, и актерски, и морально-этически. В России многие морщатся, а не надо бы. Кино про передачу пикантного опыта. Про передачу опыта вообще. С одной стороны, нужно помочь юноше, ч