Показать меню
Пушкин Александр

Военно-морской Пушкин

Путешествие в Болдино с труппой бродячих артистов

24 июня 2014 Игорь Зотов
Военно-морской Пушкин
В июне в длинные праздники мне удалось, наконец, побывать в Болдине. Отправились мы туда в компании артистов Театра-школы драматического искусства. Пару лет назад они сочинили спектакль по пушкинским стихам и время от времени играют его в пушкинских местах. Ехали, почти в точности следуя маршруту Пушкина, когда тот 31 августа 1830 года отправился в родовое имение улаживать денежные проблемы накануне женитьбы на бесприданнице Наталье Гончаровой. Он думал обойтись неделей-другой, но случилась холера, дороги закрыли, и итогом невольного заточения стала самая, наверное, гениальная осень в истории мировой литературы. В Болдине Пушкин создал, по-моему, всё своё лучшее: завершил "Онегина", написал "Маленькие трагедии", "Повести Белкина" и много стихов. Дорога заняла

1916. «Пиковую даму» анонсировали как «боевик»

Параллельная история кино в новом цикле историка Евгения Марголита для «Культпросвета»

6 июня 2014 Евгений Марголит
1916. «Пиковую даму» анонсировали как «боевик»
С некоторых пор занимает меня ― и чем дальше, тем больше ― вопрос: как будет выглядеть история кино с точки зрения зрительного зала? Идея этого цикла ― дать портреты отечественных «кинохитов» в их хронологической последовательности, привлекая свидетельства современников ― от критических рецензий, где описывается реакция конкретного зала, до откликов в дневниках, рассказах очевидцев, вплоть до городского фольклора с разного рода деталями, переместившимися с экрана в повседневный быт… Что возникнет в результате? Параллельная история кино? Не знаю. Мне это и самому интересно. Надеюсь, будет интересно и читателю.                                           &n

Владимир Новиков: Кто выше Пушкина?

Александру Сергеевичу - 215, в малой серии ЖЗЛ вышла его новая биография

6 июня 2014 Дмитрий Бавильский
Владимир Новиков: Кто выше Пушкина?
Это очень важно понимать: книжки о Пушкине, научные и популярные, пишут так, будто ему и правда сто, сто пятьдесят или вот - двести пятнадцать лет. Это никогда не сам по себе Александр Сергеевич, но Пушкин плюс та тележка времени, на которой мы успели проехаться без него. То есть Пушкин плюс советская власть и электрификация всей страны, Пушкин плюс глобализация и постмодернизм и прочие плюсы из сусеков вечности. Ещё Пушкин - это, как правило, "мой Пушкин", то есть подвергнутый тщательному отбору. Он, как вишенка на торте авторских эмоций и прозрений. Ходят и более распространённые версии Александра Сергеевича. Он может быть "монархистом", "патриотом", "донжуаном", "однолюбом", "космополитом", "пророком и

Русская литература в 2014 году: Полина Жеребцова и Юрий Милославский

А также: Пушкин на Парнасе, кровь Фиделя и книга на миллион

2 июня 2014 Игорь Зотов
Русская литература в 2014 году: Полина Жеребцова и Юрий Милославский
Полина Жеребцова. Муравей в стеклянной банке. АСТ. 2014 Эту книгу можно цитировать с любого места, в любом порядке. И всё будет одним нескончаемым ужасом. Пожалуй, решишь сгоряча: чтение - единственный способ заставить людей навсегда отказаться от войны. Полина вела чеченский дневник с 1994 по 2004 год: 10 лет стрельбы, смерти, голода, холода, болезней, унижений, лжи, предательств, садизма - всего того, что в совокупности обозначается двумя буквами "ад". Никак не могу поверить, что это третья война в моей маленькой жизни! Первая — в 1994 году (мне 9 лет). Вторая — летом 1996 года (с 6 по 22 августа, мне 11 лет). Ох, сколько тогда соседей погибло! И вот — третья. Осень 1999 года (мне 14 лет) Подобных книг в истории человечества написано немал

Апория Антона Николаева

О том, как догнать черепаху Зенона, ловя чёрных и белых бабочек

17 апреля 2014 Людмила Бредихина
Апория Антона Николаева
Серьёзный разговор о чем бы то ни было следует начинать, договорившись о терминах. Иначе получается не серьёзный разговор, а бессмысленный ор. Почему? Да потому, что сущее начинает быстро-быстро множиться без всякой необходимости (по принципу «бритвы Оккама»). А ещё потому, что недопонимание или глупость начинают приписываться злому умыслу (это уже бритва Хэнлона). В общем, перед началом серьёзного разговора вспомните симпатичный принцип программистов под названием KISS: Keep It Simple, Stupid, то есть не усложняй, дурила, а то программа обязательно начнёт глючить. Тоже из бритв. Услышав слово «апория» все обычно вспоминают Зенона Элейского и пресловутую историю про то, как спортсмен высоких достижений Ахиллес не смог догнать черепаху. Логический вывод Зенона о т

Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014

«Кольцо Нибелунгов» в Мариинке, поцелуй Татьяны и Онегина в Михайловском, хор «Зенит-чемпион!» в «Прекрасной Елене»

23 февраля 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014
Дети! Мариинка 24, 26 февраля (и 3 мая еще) «Волшебная флейта» Моцарта Разудалый спектакль Алена Маратра (ставившего в Мариинке также не менее зажигательные «Три апельсина» и «Путешествие в Реймс») с 2007 года в фаворе у публики. В том числе и потому, что в Концертном зале его поют по-русски. Оперу, вообще, принято исполнять на языке оригинала, но бывают исключения. В Берлине в «Комише-опере» можно слышать «Драй картен, драй картен, драй картен», там все переводят на дойч. Вот и в Мариинке иногда переводят, почему нет. Тем более, что русская версия Сусанны Цирюк и Марии Левиной – замечательная. Найдется непременно Мне женушка под стать, И сможет Папагено Блаженство испытать… 10, 11, 17 февраля, 6

Влад Феркель: Разобраться с историей можно только через личности, ее создававшие

От «Войны и мира» до «Мастера и Маргариты»: как челябинский энтузиаст изучает подлинную жизнь литературных героев

21 февраля 2014 Дмитрий Бавильский
Влад Феркель: Разобраться с историей можно только через личности, ее создававшие
Челябинский поэт, публицист и переводчик Влад Феркель составил около десятка библиографических словарей. Он изучает большие книги, основанные на исторических событиях, и судьбы всех персонажей, как подлинных, так и вымышленных – откуда взялись и что для автора и его замысла означают. Выписывает все действующие лица, главные и второстепенные, и раскрывает их подноготную. Биографическую и смысловую. Выходит увлекательное чтение. Феркелем уже изданы словари, посвященные «Ивану Грозному» Валентина Костылева, «Емельяну Пугачеву» Вячеслава Шишкова, «Петру Первому» Алексея Толстого, «Войне и миру» Льва Толстого, «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова и другим «эпическим полотнам». Я давно знаю Влада - человека де

Варенье от Дороти

В доме-музее поэта Вордсворта, Грасмир, графство Камбрия

10 февраля 2014 Александр Шабуров
Варенье от Дороти
У нас английский поэт Вордсворт известен куда меньше Байрона, на родине — наоборот. Хотя Пушкин именно про него сочинил «Суровый Дант не презирал сонета…», а также превозносил Вордсворта за то, что тот писал «языком честного простолюдина» и сближал поэзию с разговорной речью. Половина стихов Вордсворта выглядит так. Поэт выходит из дома [1] и слушает рассказы встречных сельчан. Ему попадаются: Покинутая индианка, Странствующий старик, Сумасшедшая мать и Слабоумный мальчик. Мальчика послали в город за подмогой, а он отпустил поводья и всю ночь коняга везёт его не туда. Старик идёт в больницу проститься с сыном. Не умеющая считать девочка [3], живущая при кладбище, рассказывает, что из её семьи двое умерли, двое уплыли, двое уехали в деревню, но вместе

По самую крышу

В Москве с аншлагами прошли очередные гастроли «Коляда-театра». Основатель и руководитель театра написал для «Культпросвета» про «Евгения Онегина»

28 января 2014 Николай Коляда
По самую крышу
...Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Я помню, как в детстве в селе Пресногорьковка, где я родился, я впервые прочитал «Евгения Онегина» и меня поразили именно эти строчки. Мне показалось, что это написано про нашу деревню. Наш дом стоял на краю села, и зимой его заносило снегом по самую крышу. Перед домом расстилалась безграничная степь, и утром или вечером, когда солнце вставало или садилось, снег в степи сиял и сверкал. И теперь, когда я читаю эти «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров», я сразу вспоминаю детство и свою деревню. Видимо, Пушкин это написал о каждом из нас: ве

Сойти с ума

Безумие в русской классике. Больное дитятко Гоголя, цветок Гаршина, радость Чехова

22 января 2014 Игорь Зотов
Сойти с ума
В юности меня очень волновала тема безумия. Обычное дело: гормон играет, романтика бурлит. Жаждалось безграничной свободы, а попутно ― и счастья всемирного. Сразу и навсегда. Безумцы представлялись мне носителями такой свободы и трагическими героями борьбы со злом. Даже, кажется, мечталось с ума сойти. Не насовсем, впрочем, и не сильно, а этак слегка и на время. Да и сумасшедшие литературные герои ― все они ходили в любимцах. От Дон Кихота до Мастера. Теперь эта тема меня даже отчасти раздражает. Безумие мне представляется скучнейшей материей. Что в жизни, что в литературе. Николай Гоголь. «Записки сумасшедшего» Репродукция рисунка художника Карла Мазера "Николай Васильевич Гоголь" из собрания Государственного литературного музея. Михаил Филимонов/Р