Показать меню
Интервью

Каким должно быть национальное образование

Острова утопии. Авторы книги об истории послевоенной педагогики, спецшколах, коммунах, летних лагерях, спасительном разнообразии в образовании и об авторитете учителя

27 марта 2015 Игорь Зотов
Каким должно быть национальное образование
Книга про советскую школу называется неожиданно поэтично: "Острова утопии". На самом деле, никакой лирики – это предметный разговор о послевоенном школьном образовании в Советском Союзе, а также у его социалистических соседей и капиталистических соперников. Есть замечательная возможность сравнить. И, главное, – проследить историю вопроса во всем богатстве аспектов. В книге – полтора десятка статей на самые разные темы, от неудавшейся послевоенной попытки реформировать советскую школу и образовательной реформы эпохи Хрущева, до опыта школьного самоуправления в Германии и анализа такого специфически советского явления, как "школьное кино". Все это время в стране постоянно возникали всевозможные концепции образования и воспитания, которые, по мысли их авт

Андреас Дрезен: Моим ровесникам мечтать было некогда

О рожденных в ГДР, невинности и о слишком крепких объятиях - на Берлинале

12 февраля 2015 Екатерина Чен
Андреас Дрезен: Моим ровесникам мечтать было некогда
В конкурсе 65-го Берлинского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Как мы мечтали». Ведущий немецкий режиссер Андреас Дрезен смешал громокипящий коктейль истории и гормонов. В основе сюжета книга Клеменса Майера о мальчишках, чей гормональный взрыв совпал со сломом социалистического строя. Некоторые из них ненадолго пережили конец ГДР. Многие ощущения героев ленты могут оказаться знакомыми тем, кто помнит начало 1990-х. Бывшие пионеры буквально пьянеют от обилия новых возможностей и уходят в отрыв по зажигательной схеме «секс-наркотики-техно», угоняют тачки, чтобы врезаться куда-нибудь поэффектнее, открывают андерграундную дискотеку, но очень скоро понимают, что и у новой жизни есть хозяева - без знамен, лозунгов и красных галстуков, в тени.  Лучшие девушки

Евгений Асс: Я не верю в то, что в России можно править только сильной рукой и топором

О «Последнем адресе», камнях преткновения и о разнице между памятью и памятниками

2 февраля 2015 Мария Эндель
Евгений Асс: Я не верю в то, что в России можно править только сильной рукой и топором
В «Московских кухнях» Юлия Кима есть такие строчки: В любом из здешних мест, куда ни оглянёшься, ставь свечу и крест, и ты не ошибёшься. В одной Москве большой террор выхватил от семей, из жизни около сорока тысяч человек. До сегодняшнего дня в память о жертвах репрессий на домах не было мемориальных табличек, говорящих нам: здесь их последний адрес. Инициатива, которая латает этот провал в памяти, так и называется - «Последний адрес». Суть проста: жители домов по собственному почину устанавливают таблички с именами уведенных отсюда на казнь. Сведения об адресах – поулично, в алфавитном порядке собраны в базе «Мемориала». Заказчики оплачивают изготовление и установку памятного знака, это примерно четыре тысячи рублей. Автор идеи, журналист и изд

Николай Изволов: В поисках утраченной "Почты" мы нашли неизвестный текст Хармса

Историк кино о поисках шедевра анимации Михаила Цехановского и о сходстве архивиста с Индианой Джонсом

18 января 2015 Вероника Бруни
Николай Изволов: В поисках утраченной
Нетрудно письму Увидеть свет: Ему Не нужен билет.   На медные деньги Объедет мир Заклеенный Пассажир.   В дороге Оно Не пьет и не ест И только одно Говорит:    - Срочное.  Англия. Лондон. Вест, 14, Бобкин-стрит. Классик советской анимации Михаил Цехановский снял на стихи Самуила Маршака три «Почты». Немую - в 1929 году, ее экспериментальный звуковой вариант в 1930-м и ремейк в 1964-м. Вариант 1930-го года стал первым советским озвученным мультфильмом. Под овации эта «Почта» облетела свет, но до нашего времени не дошла, пропала. Отыскать ее решился историк кино Николай Изволов. Разыскивая следы фильма в иностранных и отечественных архивах, Николай Анатольевич сделал несколько важн

Павел Крусанов: Жизнь, безусловно, умнее человека и любых соображений на ее счет

Квест писателя. Разговор о ремесле, алхимии, демоне быстрой удачи и о том, что делать с собой

15 декабря 2014 Лада Кашкова
Павел Крусанов: Жизнь, безусловно, умнее человека и любых соображений на ее счет
Едва человек достигает мастерства в своем деле, трансформируется и его личность. Сам текст, который пишет автор, - инструмент его внутренней настройки. Работа с собой, со своими состояниями приводит к распутыванию узлов книги, она также меняет и пишущего. Эта связь между писателем и книгой похожа на средневековую алхимию. Процесс преобразования неблагородного металла в золото соотносится с творчеством и его результатом. Работа над текстом, письмо обязательно связаны с упрочением духа. Как это работает, как связаны в литературном ремесле внешнее и внутренее, и чего стоит их гармония, мы обсудили с петербургский писателем Павлом Крусановым.  Почему вашим делом стала словесность? - Я искал реализации разными путями: занимался музыкой, играл в музыкальных коллективах, был члено

Павел Фаттахутдинов: Документалистика - это преклонение перед жизнью

Разговор с режиссером о том, в чем сила документалиста

12 декабря 2014 Андрей Кулик
Павел Фаттахутдинов: Документалистика - это преклонение перед жизнью
Павел Фаттахутдинов дебютировал в игровом кино тридцать лет назад ретродетективом "Один и без оружия". Его документальные фильмы последних лет получают главные призы фестивалей. На открывшемся "Артдокфесте" показывают его документальную комедию "Великие реки Сибири. Бирюса" - гран-при Открытого фестиваля документального кино "Россия" в Екатеринбурге и "Великие реки Сибири. Лена". Павел, как вы попали в кино? Вы же по первому образованию математик? —  Да, я окончил матмех Уральского государственного университета. Но математиком стал случайно. Когда учился в начальной школе, ее сделали английской. На английском стали преподавать все предметы — математику, физику, историю… Жили мы тогда в Свердловске на Ленина, 5

ХХ век. История глазами Крокодила

Над чем смеялись граждане, пока им отрывали головы, и что бывает, когда мозга нет, а мысли приходят

28 ноября 2014 Игорь Зотов
ХХ век. История глазами Крокодила
Этот книжный сериал на основе текстов и иллюстраций журнала «Крокодил» задуман в виде четырех сезонов по три тома в каждом - "События", "Люди" и "Слова". Посвящены они историческим периодам с 1922 по 1937, с 1938 по 1953, с 1954 по 1974 и с 1975 по 1992 годы. Первый трехтомник уже в продаже. Более того, на ярмарке non/fictio№16 любой желающий, купивший книгу, получит в подарок свой шаржирванный портрет с "гарантированным сходством". До конца следующего года выйдут еще три выпуска, то есть 9 томов. Издание возглавил Сергей Мостовщиков, последний главный редактор журнала "Крокодил" в 2005-2008 годы. Весь крокодильский архив был внимательно изучен, составители отобрали и прокомментировали ключевые события, слова и биографии

Ася Казанцева: Биология отлично работает безо всякого «разумного замысла»

Лауреат премии «Просветитель» о теории эволюции, ушах и хоботе

21 ноября 2014 Софья Басилян
Ася Казанцева: Биология отлично работает безо всякого «разумного замысла»
Премия «Просветитель» в номинации «Естественные науки» вчера присуждена биологу Асе Казанцевой за книгу «Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости», фрагмент из которой мы с удовольствием публиковали. В своей обаятельной дебютной книге Казанцева аккуратно и весело проводит читателя через «биологические ловушки», которые расставляет нам наша природа. Тем самым автор оказывает самую первую помощь – ведь предупрежден, значит вооружен. Жюри отметило "легкий язык, которым написана книга, а также то, что Казанцева на протяжении повествования строит теории и опровергает их". Каждый год организаторы «Просветителя» передают книги лауреатов и финалистов в 125 библиотек в городах России помим

Сихан Андрей Самохин: Искусство боя – это победа над собой

О Пути хитреца, применении знаний ниндзя в мирных целях, а также о науке и смысле боя

10 ноября 2014 Лада Кашкова
Сихан Андрей Самохин: Искусство боя – это победа над собой
Боевое искусство ниндзюцу и первые кланы ниндзя возникли в Японии в IX- XII веках, приблизительно в тоже время сформировалось сословие самураев. Обе школы веками совершенствовали воинское мастерство, но их кредо существенно различались. Самурай готов умереть в любой момент, исполняя воинский кодекс бусидо, ниндзя обязан выжить любой ценой. Задача самурая - служить сегуну и защищать интересы сегуната, ниндзя - это наемник, у него есть клан, но нет объекта служения. Казалось бы, какой прок от рассказа о древнем боевом искусстве Японии современному человеку, знающему о ниндзя по мифам голливудского кино, но факт тот, что знания, хранимые патриархами школы, давно просочились в культуры разных стран, включая техники обмана чувств противника, методы мобилизации ресурсов организма, владение те

Свердловская киностудия и уральский кинематограф — что общего?

Триллер в четырех монологах

10 октября 2014 Андрей Кулик
Свердловская киностудия и уральский кинематограф — что общего?
Свердловская киностудия — один из старейших брендов Екатеринбурга. В 1943 году она объединила кинематографистов, эвакуированных на Урал. После присоединения Свердловской студии кинохроники и вплоть до 1956 года здесь делали только документальное кино, и в дальнейшем сформировались сильнейшая операторская школа, школа анимации, а также научно-популярного и хроникального фильма. В игровом кино - это «Сильва», «Трембита», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Транзит», «Демидовы», «Один и без оружия», «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Первые на Луне», первые короткометражки Балабанова. На съемках "Трембиты&qu