Показать меню
Интервью

Театральный разъезд

Беседа с театральным блогером Татьяной Старостиной о "кудряшах", сквозной яичнице и итогах сезона

13 мая 2014 Людмила Бредихина
Театральный разъезд
Таня, давай поговорим о том, что было примечательного на театре в этом сезоне. В духе гоголевского "Театрального разъезда", по свежим следам и невзирая на то, что уже сказали Первый и Второй comme il faut, Чиновник средних лет, Бекеша и Наш народ. — Начнем с основной интриги?  Имеешь в виду "Золотую маску"? — Конечно. Фестиваль — всегда интрига. Важно, кого отберут из Москвы, как Москва будет соревноваться с Питером, привезут ли кого из провинции и победит ли провинция столицу, что бывает редко, но все-таки бывает. Есть мнение — вообще разделить провинциальные и столичные театры на два фестиваля. — Это трудно, дорого и зачем? Хотя провинция, конечно, слабо представлена в столицах. Омск, Томск, Новосибирск, вот Ярославль

Аркадий Ипполитов: Осточертеть Венеция может, приесться - нет

Хранитель собрания итальянской гравюры Эрмитажа о своей новой книге

5 мая 2014 Дмитрий Бавильский
Аркадий Ипполитов: Осточертеть Венеция может, приесться - нет
Сто лет спустя Аркадий Ипполитов решился пойти по стопам Павла Муратова, написавшего «Образы Италии» — самый известный итальянский травелог, написанный по-русски. Новый цикл книг неслучайно носит подзаголовок «Образы Италии-XXI». Его первая книга «Особенно Ломбардия» издана пару лет назад. Теперь — «Только Венеция». Город дан без описания островов лагуны, и даже Лидо с Джудеккой обойдены вниманием. Поэтому — только Венеция, особенное место для автора, однажды уже написавшего для «Афиши» путеводитель по Светлейшей, так называли Венецианскую республику в прошлые века — La Serenissima. Нужно ли говорить, что Ипполитов знает этот город столь же хорошо, что и историю итальянской живописи, которой занимается всю

Галина Шеляпина: Когда Шухов строил башню, болты были более дорогим решением

О том, что если башню разобрать, собрать ее будет невозможно, бессмысленно

29 апреля 2014 Иван Куликов
Галина Шеляпина: Когда Шухов строил башню, болты были более дорогим решением
Судьбой памятника инженерной мысли, башни Шухова на Шаболовской — может стать пословица: «что имеем — не храним, потерявши — плачем». Перспектива одним росчерком министерского пера уничтожить любимую башню повергла город в состояние шока. И не одни москвичи ужаснулись: письмо в защиту памятника подписали ведущие архитекторы нашей страны и мира. Башня, к счастью, ещё не потеряна, но чтобы сохранить её для потомков необходимо уже сейчас принять решение о том, что следует предпринять. А это зависит от диагноза состояния башни, который варьируется в диапазоне от «простоит ещё столько же» до «рухнет через 2–3 года». О том, что происходит с башней на самом деле, рассказывает Галина Шеляпина — заведующая отделом конструкц

Захар Прилепин: Империя - это форма жизни, единственно возможная для моей страны

О тех, кто принимает решения, о правде Толстого, о Крыме Пушкина и о том, без чего рассыпается нация

23 апреля 2014 Игорь Зотов
Захар Прилепин: Империя - это форма жизни, единственно возможная для моей страны
Роман "Обитель": почти 800 страниц, 40 центральных персонажей и сотня эпизодических: православные и католические священники, поэты, философы, актёры, музыканты, спортсмены, шпионы, крестьяне, революционеры, чекисты, белогвардейцы, русские, украинцы, индусы, латыши, чеченцы, поляки, казаки, евреи. Каждому - своя биография, убеждения, вера, характер. Чтобы изучить и положить на бумагу мир Соловков, Захару Прилепину понадобилось три с половиной года труда. И вот пришло время это читать. Мало, кто понимает, и редко от кого можно услышать, что «дело государственной пропаганды - не пропагандировать прихоти и похоти, а доказывать, что всегда выигрывает тот, кто тоньше чувствует, сложнее рефлексирует». Об этом и о том, как создавалась книга, как история человеческой души скла

Владимир Хрусталев: Как убивали Романовых

Историк-исследователь, публикатор дневников императорской фамилии о предательстве, о страстях и о казни семьи в масштабе европейской геополитики

18 апреля 2014 Александра Пушкарь
Владимир Хрусталев: Как убивали Романовых
На что похожа История? История похожа на огромную коммунальную квартиру. Мы все в ней прописаны — все жильцы, все участники. Иные из комнат заселены. Можно войти, представиться, расспросить. Другие — пусты и запечатаны, спросить не у кого, и только по тому, что оставили по себе люди, можно понять, какими они были. Зачем? Да затем, что живем вместе! Долевые собственники общего жилья. А что такое время? Категория разума, то есть часть нас самих. Каким хотим, таким и видим его. Если оно в самом деле единое пространство комнат-эпох, то нас нельзя делить на "мы" и "они" — мы одно. И кто знает, не живут ли за стеной наши пращуры, не слышат ли нашу возню, и не стыдно ли им за нас. Самый верный способ попасть туда, за стену, — документы, письма и днев

Тамара Левада: На чем Москва держалась

Карточки, почтальоны, сорняки, фотограф Живаго и цивилизация глазами школьницы из осажденной Москвы и философа из Москвы постсоветской

14 апреля 2014 Александра Пушкарь
Тамара Левада: На чем Москва держалась
Битва за Москву продолжалась сто с лишним суток, с 30 сентября 1941-го по апрель 1942-го. В европейские учебники истории она вошла под немецким названием: операция «Тайфун». Между обороной и наступлением наших частей жителей Москвы эвакуировали дважды. Детей вывозили почти принудительно, в городе оставались единицы. В их числе - Тамара Левада. Тамара Васильевна родилась в Москве и живет здесь до сих пор. Окончила философский факультет МГУ. Преподавала философию. Вдова видного российского социолога Юрия Александровича Левады. Рассказ её долгий, но все его события составляют единый непрерывный сюжет, и нашей жизни тоже.    Простые вещи Тамара Васильевна Левада. Из домашнего архива Весной 1941 года мне исполнилось 12 лет. Мама у меня ― домохозяйка,

Патриот Родины, которой не было

Фотограф Евгения Зубченко о жизни и работах стрит-артиста Паши 183, идеалиста и анархиста духа

9 апреля 2014 Людмила Бредихина
Патриот Родины, которой не было
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре проходит выставка «Наше дело подвиг!». Это первая музейная выставка художника Павла Пухова (1983–2013) ― художника улиц, работавшего под псевдонимом Паша 183. Женя, расскажи, как возник твой интерес к стрит-арту, это профессиональный интерес журналистки и фотографа или просто случайное знакомство? ― Я начала снимать граффити в 2008 году, когда работала в газете «Новые известия». Культурной столицей граффитистов был тогда Лондон, и я стала туда регулярно ездить. Параллельно интересовалась тем, что происходит у нас. У нас, говорили мне, стрит-арта нет, он мёртв. Граффити есть, а стрит-арта не было и нет. Это была частная инициатива, не задание газеты? ― Да, я снимала это не по заказу.

Александр Майоров: Слово "народ" у нас означало "стадо лошадей"

Бурятский филолог о судьбе русского, и не только, языка в Сибири и Забайкалье

3 апреля 2014 Игорь Зотов
Александр Майоров: Слово
На каком языке говорили русские поселенцы в Сибири триста лет назад? Как развиваются и умирают языки? Какие открытия можно сделать, составляя словарь русского языка? На эти и другие вопросы отвечает автор "Словаря русского языка XVIII в.: Восточная Сибирь. Забайкалье", доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания Бурятского государственного университета Александр Петрович Майоров. Вы родились в Улан-Удэ, в бурятской семье. Почему вы решили посвятить себя русской филологии? - Это определилось еще в школе, что я скорее гуманитарий, хотя я по всем предметам успевал на "хорошо" и "отлично". А поскольку я все-таки родился в восточной семье, мое будущее окончательно решили за меня родители: брат ста

Священник Борис Михайлов: Храм Покрова в Филях похоронят в стекле и бетоне

Наполеон сделал его конюшней, комиссар – обезглавил, как далеко зайдет московская мэрия?

24 марта 2014 Кирилл Михайлов
Священник Борис Михайлов: Храм Покрова в Филях похоронят в стекле и бетоне
Власти Москвы нередко действуют вопреки градостроительной политике и согласно этой давней привычке изъявили готовность начать гигантскую стройку в Филях. Масштабное строительство намечено на месте бывшего Западного речного порта, но точка отсчёта для историков, для православных верующих, для всех наследников русской культуры находится всего в 150 метрах от будущего строительства. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — памятник архитектуры федерального значения. В соответствии с проектом застройки, он будет попросту задавлен 70-метровыми корпусами и автомобильной трассой из восьми полос. В декабре этому безобразному прожекту были посвящены общественные слушания на уровне муниципалитета. Настоятель храма протоиерей Борис Михайлов, будучи историком искусства, ещё в 2002 году оп

Олимпийский смех, или Второе дыхание русского анекдота

За полтора месяца наш народ сочинил две дюжины отборных олимпийских анекдотов.

21 марта 2014 Иван Куликов
Олимпийский смех, или Второе дыхание русского анекдота
Сколько претензий высказано и обид накоплено: кому-то показалось, что иностранцы развязали кампанию по смеховой дискредитации зимних Игр в Сочи, кому-то — что анекдот на Руси умер и не возродится. Между тем именно россияне оказались чемпионами анекдота. Именно они, прежде всего, массово шутили над Олимпиадой. Как именно шутили, рассказывает один из лучших специалистов по русскому анекдоту, филолог Александра Архипова, автор монографий «Штирлиц шёл по коридору…» и «Анекдоты о Сталине» в соавторстве с Михаилом Мельниченко.   Когда вы вывесили в соцсетях просьбу сообщать об анекдотах на тему сочинской Олимпиады, я удивился: неужели есть ещё анекдоты? Русские анекдоты снова пытаются превзойти реальность? — Это обычная реакция. Когда слыш