Показать меню
Долгоиграющее

После бала. Иван Васильевич меняет профессию

О двух музыках в рассказе Льва Толстого

29 мая 2015 Дмитрий Бавильский
После бала. Иван Васильевич меняет профессию
112 лет назад был написан рассказ Льва Толстого "После бала". Написанный в 1903-м, он был опубликован только в 1911-м. После смерти писателя. Мы, в советской школе, проходили его в шестом классе. Залез в поиск и нашел "После бала" теперь в списках рекомендованной литературы где-то в программе седьмого, а где-то – восьмого-девятого классов, что странно. Более привычно, когда книги, некогда считавшиеся "серьезным чтением" со временем становятся безальтернативно молодежными – весь Дюма или Стивенсон. С Толстым произошло противоположное: то, что в советском литературоведении называлось "морально-нравственными исканиями", со временем оказывается уделом все более взрослых и все более зрелых людей. Иван и Варенька встретились на великосветско

Цзя Чжанке. Сдвигая горы

Канн: интервью с китайским кинорежиссером

23 мая 2015 Екатерина Чен
Цзя Чжанке. Сдвигая горы
В числе лауреатов Золотой пальмовой ветви Канна-2015, конечно, хотелось бы видеть режиссера Цзя Чжанке или его актрису и жену Чжао Тао, исполнившую главную женскую роль в фильме "Горы могут уйти" – Mountains may depart. С самого начала карьера Цзя Чжанке безмятежно шла по восходящей, все его картины, начиная со второго полнометражного фильма "Платформа" поддерживают Такеси Китано и его продюсерская компания. Мировую известность Цзя Чжанке принесла победа на Венецианском фестивале его фильма "Натюрморт" в 2006 году. Самая недавняя картина "Печать греха" получила в 2013-м Золотую пальмовую ветвь за сценарий. В нынешнем году награду Цзя Чжанке – почетную "Золотую раковину" – вручили в Кан

Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь

Выдающийся фотограф о том, что сейчас, и о том, что всегда

20 апреля 2015 Наталья Львова
Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь
Первый раз я увидела эти фотографии где-то в интернете, знакомый фотограф показал: вот, посмотри, какой дядечка. Помню, что размер снимков на экране был небольшим, как будто выложили чей-то любительский архив. Есть такие сайты, где люди знакомят зрителей со своими старыми фотокарточками, любительскими кинофильмами о туристических поездках советского времени. Но это были другие фотографии. Они явно принадлежали не любителю, а скорее напоминали известную серию Картье-Брессона о Москве 50-х годов. Взгляд бесстрашного и внимательного фотографа, абсолютно документальный. Но фотограф был местный. Потом, оказалось, и не один. Соколаев, Воробьев, Трофимов – "Отдел технического фотографирования" на Новокузнецком металлургическом комбинате. Они не имели ничего общего с официальн

Каким должно быть национальное образование

Острова утопии. Авторы книги об истории послевоенной педагогики, спецшколах, коммунах, летних лагерях, спасительном разнообразии в образовании и об авторитете учителя

27 марта 2015 Игорь Зотов
Каким должно быть национальное образование
Книга про советскую школу называется неожиданно поэтично: "Острова утопии". На самом деле, никакой лирики – это предметный разговор о послевоенном школьном образовании в Советском Союзе, а также у его социалистических соседей и капиталистических соперников. Есть замечательная возможность сравнить. И, главное, – проследить историю вопроса во всем богатстве аспектов. В книге – полтора десятка статей на самые разные темы, от неудавшейся послевоенной попытки реформировать советскую школу и образовательной реформы эпохи Хрущева, до опыта школьного самоуправления в Германии и анализа такого специфически советского явления, как "школьное кино". Все это время в стране постоянно возникали всевозможные концепции образования и воспитания, которые, по мысли их авт

Воспитание крошки, или Киноман из инкубатора

О том, как вырастить умного зрителя, и что смотреть в три года, а что в двенадцать

17 марта 2015 Артем Рыжков
Воспитание крошки, или Киноман из инкубатора
Ну что ж, начинать надо еще в младенчестве. И дело не в книжке Масару Ибука "После трех уже поздно", просто всегда необходимо начинать с самого начала. Мои друзья начали радикальнее всех. С нуля лет они принялись показывать своей дочке черно-белые кубы и шары на планшете. Они утверждали, что ребенок в таком возрасте все равно не различает цвета, для него весь мир черно-белый, и потому не надо его с самого рождения обманывать, просто ни в коем случае нельзя показывать ему красные кубы и зеленые шары, а то он будет думать, будто они черно-белые. Нужно поступать честно. Пусть с самого начала знает, что родителям можно доверять. Они пытали свою дочку кубами и шарами почти до двух лет. Стоило им увидеть ее слезы, они тут же подсовывали ей кубы, и детское лицо впитывало слезы, ка

Писатель без бормотографа

О Николае Носове, знавшем девушек, крепких, как огурцы, и о пирогах с иносказаниями

13 марта 2015 Лидия Маслова
Писатель без бормотографа
Почему-то в детстве писатель Николай Николаевич Носов ускользнул у меня, если так можно выразиться, из-под носа, хотя в том возрасте, в котором с ним принято встречаться, я уже была практически как один из его персонажей – Листик – из тех книгоглотателей, которые могут читать книги в любых условиях: и дома, и на улице, и за завтраком, и за обедом, при свете и в темноте, и сидя, и лёжа, и стоя, и даже на ходу. Заметим в скобках, что из-за этой привычки Листик был вынужден некоторое время прослужить ослом в цирке, но думается, меньше всего Носов хотел таким образом намекнуть на опасность излишнего чтения, тем более, что метаморфоза Листика завершилась волшебно благополучным образом.) — Не могу с вами согласиться, — вежливо сказал Листик. — О

Не убий и Клинт Иствуд

О ценности человеческой жизни

10 марта 2015 Артем Рыжков
Не убий и Клинт Иствуд
Раздается выстрел. И на расстоянии 1000 метров от того места, где он раздался, падает человек. Он больше никогда не встанет. Он переходит в состояние пассивного залога. Его будут поднимать, класть, везти и хоронить. Раздается второй выстрел. И на расстоянии 1000 метров падает еще один человек. И так 160 раз.  Это история Криса Кайла, морского котика, американского снайпера, биографическая история, рассказанная 84-летним режиссером Клинтом Иствудом. И вот о чем я думаю. Зачем режиссер в таком возрасте решает снять этот фильм? И о чем этот фильм? Он о том, что снайпер своими выстрелами спасает чьи-то жизни? Или, может быть, он о том, как много людей сумеет убить один человек? Или, может, о том, что Клинт Иствуд – это американский снайпер Голливудского кино? Или, может, о

Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру

Фрагмент книги Валерия Шубинского о Хармсе и войне

4 марта 2015
Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру
Валерий Шубинский. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. CORPUS, 2015 Это не новая книга о легендарном авангардисте Данииле Хармсе, первое издание появилось еще в 2008 году, правда, в другом издательстве. Надо полагать, нынешнее переиздание привязано к юбилею – в декабре этого года будет 110 лет со дня рождения Хармса, по паспорту - Ювачева. А прожил он всего 36. Книга обстоятельно – с документами, автографами и фотографиями – рассказывает не только о короткой жизни поэта, но и об эпохе. Только упомянутых в ней имен – около полутора тысяч, их с лихвой хватило бы на многотомную эпопею. Рукописи стихов и прозы Хармса, которые почти не публиковались при его жизни, чудом спас и сохранил его друг Яков Друскин. Впервые они появились в самиздате 70-х годов. С тех

«Колокола из глубины» Вернера Херцога

Об экстатической правде и о том, что подо льдом

25 февраля 2015 Ксения Рождественская
«Колокола из глубины» Вернера Херцога
По обледеневшему озеру ползет человек, иногда встает на колени, потом снова ложится на лед. Посреди озера замер второй, он то ли в религиозном трансе, то ли вглядывается в глубины. Можно было бы даже подумать, что мертвый, если бы он изредка не шевелился - неловко и неубедительно. Эти люди - паломники, пришедшие поклониться ушедшему на дно граду Китежу. Они еще раз появятся на экране ближе к концу фильма, будут копошиться на льду, а старушка расскажет с берега, как вот тут вот недалеко видела процессию со свечками, а потом все исчезли, и свечки погасли, и люди пропали, остался только запах воска да звон колоколов из глубин озера. «Колокола из глубины. Вера и суеверия в России», фильм, снятый Вернером Херцогом в 1993 году, считается документальным. Хотя вовсе им не являетс

Предубеждения, гордость и живот

Об Алексее Н. Толстом, хотевшем и умевшем быть равным себе. 70 лет со дня смерти

24 февраля 2015 Константин Богомолов
Предубеждения, гордость и живот
Дай миллион! Читать я выучился довольно рано и внезапно. Ясно помню тот вечер, когда буквы впервые сплелись в слово.  Я, трехлетний, сижу в гостиной на горшке и требую дать мне газету, вот она, на столе. Получаю газету, тужусь глазами на аршинное заглавие – П, Р, А… и, наконец, кричу: ПРАВДА! Странно, но с тех пор как отрезало, и я почти десять лет не читал советских газет. Но вот мне уже двенадцать, та же гостиная, только нет горшка, и я вдруг снова потянулся к свежей прессе. Интересное оказалось на последней странице. Это была всего лишь заметка. В начале 80-х не принято было кричать о громких ограблениях с первых полос. О них если и говорилось, то негромко и деликатно, с какой-то советской выдержкой. Вот и здесь было лишь несколько неброских строк. Сообщ