Показать меню
Долгоиграющее

Валерий Попов: Моя версия, Зощенко – победитель

О том, что все общеизвестное – неверно

4 августа 2015 Лидия Маслова
Валерий Попов: Моя версия, Зощенко – победитель
  Валерий Попов, возглавляющий Союз писателей Санкт-Петербурга, – виднейший во многих смыслах представитель ленинградской школы. Ее приятный сюрреалистический отблеск ничуть не мешает абсолютной жизненности ситуаций, о которых рассказывает писатель. Автор крылатой фразы "Жизнь удалась", – такое название носит одна из его ранних книг, – Попов несколько лет назад занялся жизнеописанием других людей, начав с Сергея Довлатова, продолжив Дмитрием Лихачевым, а недавно в малой серии ЖЗЛ вышла его книга о Михаиле Зощенко. Необычные поповские "байопики" при всем обилии фактографического материала и документальных свидетельств отличает изрядная субъективность, за которую автора порой упрекают в излишнем самолюбовании. Однако оно, если и присутствует

После Бала. Жизнь наизнанку

О том, что Жар-птица не всякому нужна, инженеры тоже ошибаются, а Лев Толстой продолжает удивлять

29 мая 2015 Игорь Манцов
После Бала. Жизнь наизнанку
Волшебное влечет и манит. Еще не так давно сотни тысяч людей выстраивались в очередь к так называемым Дарам Волхвов. Мои тульские друзья простояли тогда целых 15 часов! Не ели, – говорят, – не пили и не разговаривали. Топтались, продвигались короткими перебежками. Проверяли выдержку и волю. Бог терпел и нам велел. Бог, кажется, ничего такого не велел. Иисус Христос акцентировал внутренние процессы. Но людям-то ближе внешнее – осязаемое и магически нагруженное. Была у меня соседка, которая в сердцах, по несущественному бытовому поводу, прилюдно воскликнула, мол, что я вам, ведьма что ли?! Я почему-то запомнил и потом, проходя мимо соседкиной двери, часто слышал злобное методичное бормотание. Э-э, сказали мужики, в глубине души тетя-мотя знала, что гово

После бала. Иван Васильевич меняет профессию

О двух музыках в рассказе Льва Толстого

29 мая 2015 Дмитрий Бавильский
После бала. Иван Васильевич меняет профессию
112 лет назад был написан рассказ Льва Толстого "После бала". Написанный в 1903-м, он был опубликован только в 1911-м. После смерти писателя. Мы, в советской школе, проходили его в шестом классе. Залез в поиск и нашел "После бала" теперь в списках рекомендованной литературы где-то в программе седьмого, а где-то – восьмого-девятого классов, что странно. Более привычно, когда книги, некогда считавшиеся "серьезным чтением" со временем становятся безальтернативно молодежными – весь Дюма или Стивенсон. С Толстым произошло противоположное: то, что в советском литературоведении называлось "морально-нравственными исканиями", со временем оказывается уделом все более взрослых и все более зрелых людей. Иван и Варенька встретились на великосветско

Цзя Чжанке. Сдвигая горы

Канн: интервью с китайским кинорежиссером

23 мая 2015 Екатерина Чен
Цзя Чжанке. Сдвигая горы
В числе лауреатов Золотой пальмовой ветви Канна-2015, конечно, хотелось бы видеть режиссера Цзя Чжанке или его актрису и жену Чжао Тао, исполнившую главную женскую роль в фильме "Горы могут уйти" – Mountains may depart. С самого начала карьера Цзя Чжанке безмятежно шла по восходящей, все его картины, начиная со второго полнометражного фильма "Платформа" поддерживают Такеси Китано и его продюсерская компания. Мировую известность Цзя Чжанке принесла победа на Венецианском фестивале его фильма "Натюрморт" в 2006 году. Самая недавняя картина "Печать греха" получила в 2013-м Золотую пальмовую ветвь за сценарий. В нынешнем году награду Цзя Чжанке – почетную "Золотую раковину" – вручили в Кан

Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь

Выдающийся фотограф о том, что сейчас, и о том, что всегда

20 апреля 2015 Наталья Львова
Владимир Соколаев. Спрятанная жизнь
Первый раз я увидела эти фотографии где-то в интернете, знакомый фотограф показал: вот, посмотри, какой дядечка. Помню, что размер снимков на экране был небольшим, как будто выложили чей-то любительский архив. Есть такие сайты, где люди знакомят зрителей со своими старыми фотокарточками, любительскими кинофильмами о туристических поездках советского времени. Но это были другие фотографии. Они явно принадлежали не любителю, а скорее напоминали известную серию Картье-Брессона о Москве 50-х годов. Взгляд бесстрашного и внимательного фотографа, абсолютно документальный. Но фотограф был местный. Потом, оказалось, и не один. Соколаев, Воробьев, Трофимов – "Отдел технического фотографирования" на Новокузнецком металлургическом комбинате. Они не имели ничего общего с официальн

Каким должно быть национальное образование

Острова утопии. Авторы книги об истории послевоенной педагогики, спецшколах, коммунах, летних лагерях, спасительном разнообразии в образовании и об авторитете учителя

27 марта 2015 Игорь Зотов
Каким должно быть национальное образование
Книга про советскую школу называется неожиданно поэтично: "Острова утопии". На самом деле, никакой лирики – это предметный разговор о послевоенном школьном образовании в Советском Союзе, а также у его социалистических соседей и капиталистических соперников. Есть замечательная возможность сравнить. И, главное, – проследить историю вопроса во всем богатстве аспектов. В книге – полтора десятка статей на самые разные темы, от неудавшейся послевоенной попытки реформировать советскую школу и образовательной реформы эпохи Хрущева, до опыта школьного самоуправления в Германии и анализа такого специфически советского явления, как "школьное кино". Все это время в стране постоянно возникали всевозможные концепции образования и воспитания, которые, по мысли их авт

Воспитание крошки, или Киноман из инкубатора

О том, как вырастить умного зрителя, и что смотреть в три года, а что в двенадцать

17 марта 2015 Артем Рыжков
Воспитание крошки, или Киноман из инкубатора
Ну что ж, начинать надо еще в младенчестве. И дело не в книжке Масару Ибука "После трех уже поздно", просто всегда необходимо начинать с самого начала. Мои друзья начали радикальнее всех. С нуля лет они принялись показывать своей дочке черно-белые кубы и шары на планшете. Они утверждали, что ребенок в таком возрасте все равно не различает цвета, для него весь мир черно-белый, и потому не надо его с самого рождения обманывать, просто ни в коем случае нельзя показывать ему красные кубы и зеленые шары, а то он будет думать, будто они черно-белые. Нужно поступать честно. Пусть с самого начала знает, что родителям можно доверять. Они пытали свою дочку кубами и шарами почти до двух лет. Стоило им увидеть ее слезы, они тут же подсовывали ей кубы, и детское лицо впитывало слезы, ка

Писатель без бормотографа

О Николае Носове, знавшем девушек, крепких, как огурцы, и о пирогах с иносказаниями

13 марта 2015 Лидия Маслова
Писатель без бормотографа
Почему-то в детстве писатель Николай Николаевич Носов ускользнул у меня, если так можно выразиться, из-под носа, хотя в том возрасте, в котором с ним принято встречаться, я уже была практически как один из его персонажей – Листик – из тех книгоглотателей, которые могут читать книги в любых условиях: и дома, и на улице, и за завтраком, и за обедом, при свете и в темноте, и сидя, и лёжа, и стоя, и даже на ходу. Заметим в скобках, что из-за этой привычки Листик был вынужден некоторое время прослужить ослом в цирке, но думается, меньше всего Носов хотел таким образом намекнуть на опасность излишнего чтения, тем более, что метаморфоза Листика завершилась волшебно благополучным образом.) — Не могу с вами согласиться, — вежливо сказал Листик. — О

Не убий и Клинт Иствуд

О ценности человеческой жизни

10 марта 2015 Артем Рыжков
Не убий и Клинт Иствуд
Раздается выстрел. И на расстоянии 1000 метров от того места, где он раздался, падает человек. Он больше никогда не встанет. Он переходит в состояние пассивного залога. Его будут поднимать, класть, везти и хоронить. Раздается второй выстрел. И на расстоянии 1000 метров падает еще один человек. И так 160 раз.  Это история Криса Кайла, морского котика, американского снайпера, биографическая история, рассказанная 84-летним режиссером Клинтом Иствудом. И вот о чем я думаю. Зачем режиссер в таком возрасте решает снять этот фильм? И о чем этот фильм? Он о том, что снайпер своими выстрелами спасает чьи-то жизни? Или, может быть, он о том, как много людей сумеет убить один человек? Или, может, о том, что Клинт Иствуд – это американский снайпер Голливудского кино? Или, может, о

Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру

Фрагмент книги Валерия Шубинского о Хармсе и войне

4 марта 2015
Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру
Валерий Шубинский. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. CORPUS, 2015 Это не новая книга о легендарном авангардисте Данииле Хармсе, первое издание появилось еще в 2008 году, правда, в другом издательстве. Надо полагать, нынешнее переиздание привязано к юбилею – в декабре этого года будет 110 лет со дня рождения Хармса, по паспорту - Ювачева. А прожил он всего 36. Книга обстоятельно – с документами, автографами и фотографиями – рассказывает не только о короткой жизни поэта, но и об эпохе. Только упомянутых в ней имен – около полутора тысяч, их с лихвой хватило бы на многотомную эпопею. Рукописи стихов и прозы Хармса, которые почти не публиковались при его жизни, чудом спас и сохранил его друг Яков Друскин. Впервые они появились в самиздате 70-х годов. С тех