Показать меню
Долгоиграющее

Окуджава

Никакой не аристократ

17 июня 2014 Игорь Манцов
Окуджава
В мае вспоминали 90-летие Окуджавы, на прошлой неделе исполнилось 17 лет, как его не стало. Когда-то нашёл у Яна Сатуновского, автора малоизвестного, но тоже, по-моему, великого: Одна поэтесса сказала: были бы мысли, а рифмы найдутся. С этим я никак не могу согласиться. Я говорю: были бы рифмы, а мысли найдутся. Вот это другое дело. Припомнил, едва открыл поэтический сборник Окуджавы: рифмы изысканные, будто напоказ, будто Окуджава жонглирует техническими возможностями, а смыслы попросту прилагаются. Не клонись-ка ты, головушка, от невзгод и от обид. Мама, белая голубушка, Утро новое горит.   Первые две строки – очевидное романсовое клише, для всех и ни для кого. Но потом-то – внезапное обращение к единственной, к матери.    

1916. «Пиковую даму» анонсировали как «боевик»

Параллельная история кино в новом цикле историка Евгения Марголита для «Культпросвета»

6 июня 2014 Евгений Марголит
1916. «Пиковую даму» анонсировали как «боевик»
С некоторых пор занимает меня ― и чем дальше, тем больше ― вопрос: как будет выглядеть история кино с точки зрения зрительного зала? Идея этого цикла ― дать портреты отечественных «кинохитов» в их хронологической последовательности, привлекая свидетельства современников ― от критических рецензий, где описывается реакция конкретного зала, до откликов в дневниках, рассказах очевидцев, вплоть до городского фольклора с разного рода деталями, переместившимися с экрана в повседневный быт… Что возникнет в результате? Параллельная история кино? Не знаю. Мне это и самому интересно. Надеюсь, будет интересно и читателю.                                           &n

Карабин! - Кустанай! 30 лет Параду планет

Про то, что в космосе мы одни, а Свема иногда уместнее Кодака

3 июня 2014 Игорь Манцов
Карабин! - Кустанай! 30 лет Параду планет
Немецкий философ Фридрих Ницше боролся с отвлеченными суждениями – спекуляциями, за трезвость мысли. Взял, да и поставил под сомнение существование так называемой души. Мне его логика понятна: слишком многие безответственно рассуждали, да и рассуждают о невидимом. Ницше настаивал: понятие "душа" возникло из наблюдений испуганного древнего человека за предсмертными конвульсиями человека умирающего. Дескать, тело дергается, извивается, как будто внутри него – обреченного – до срока бьется некая чистая, светлая, неподвластная тлену птица. Едва тело замирает, для беспристрастного наблюдателя это означает, что птица-душа вырвалась из темницы наружу. Логично, не придерешься. Такой стиль мышления никого не оскорбляет, ничему не противоречит, воспитывает вниматель

Балкончик

Почти романс. Мотив народный, слова Риммы Марковой

29 мая 2014 Наталья Львова
Балкончик
На войну мы поехали легко. Помню, взяли: спиртные напитки, колбасу копчёную, бинты. В Джаве БТР газанул рядом с нашей машиной, прямо в окно: оглохли и сидели чумазые. На войне уже было почти спокойно, только мы препирались друг с другом: носить на рукаве белые повязки, чтоб нас от неприятеля отличали, или так пронесёт. В сосновом лесу рядом с городом было много убитых. Вокруг суетились прифронтовые службы и любознательные исследователи, ботинок на покойниках не было, на некоторых телах лежали коробки спичек - если есть бензин, можешь жечь поверженного противника. Победители  собирали трофеи на память. Было жарко. В приграничной пустой деревне горел дом, мы вошли во двор, и к нам со всех ног побежали разноцветные куры, прижались к ногам. Красивый военный мужчина стоял у дороги и все

Попирая и закусывая: кладбище Первой мировой на Соколе

Об особенностях исторической памяти и московской градостроительной политики

28 мая 2014 Кирилл Михайлов
Попирая и закусывая: кладбище Первой мировой на Соколе
«О мёртвых либо хорошо, либо ничего» – в Древнем Риме это стало правилом, в Европе – высоким, не всегда достижимым образцом. Хорошо известны эти слова и нам, но, то ли по жестокости, то ли из-за равнодушия память об умерших мы часто попираем, причём иногда в прямом смысле слова. Тем покойникам, которые лежат на бывшем Московском братском кладбище, вместо заслуженной памяти досталось «ничего». Фото с сайта: www.sokol-75.ru В парке на месте кладбища шашлычная, кинотеатр, детские площадки, жители окрестных домов выгуливают собак. Решение об открытии кладбища было принято вскоре после начала Первой мировой войны, которую тогда называли Великой войной. Место выбрали возле Всехсвятской церкви, которая и до сих пор стоит рядом с метро Сокол. Пе

Алексей Бартошевич: Пьесы Шекспира живут по законам органической жизни

Об авторе «Гамлета» во времени, и почему он не приехал в Россию в 1593 году

26 мая 2014 Александра Пушкарь
Алексей Бартошевич: Пьесы Шекспира живут по законам органической жизни
Как минимум уже два столетия Шекспир ― не английский автор. И не классик. И не бренд. Жизнь бренда ограничена временными рамками, целями. Присутствие Шекспира бесцельно и абсолютно, не имеет культурной, возрастной, национальной привязки, питает всех. Он не Шекспир вообще, а наш Шекспир, и в этом ему нет равных. На английской сцене XVIII века он не похож на французского тех же лет. В XIX веке он другой, чем в ХХ. В XXI так гримируется, что кажется: нет, не он, но всё-таки он! А русский Шекспир? Так называли Островского ― как создателя национальной драмы. Но Шекспир на русской сцене ― это не корпус пьес и не количество спектаклей. Это система координат, в которой складывалась вся театральная школа России XIX–ХХ веков ― Каратыгин, Мочалов, Щепкин... Все штудировали британца, все бы

Алексей Моторов: Люди очень редко понимают приближение смертного часа

Писатель, в прошлом врач, о вере и слове в жизни, болезни и смерти

19 мая 2014 Кирилл Михайлов
Алексей Моторов: Люди очень редко понимают приближение смертного часа
Автор книг «Юные годы медбрата Паровозова» и «Преступление доктора Паровозова», вышедшей совсем недавно, Алексей Моторов начинал свою медицинскую карьеру в 7-й московской горбольнице медбратом отделения реанимации. Именно этот трудный опыт наблюдений, к которым невозможно привыкнуть, но всё равно привыкаешь, опыт перед лицом смерти стал основой его книг.   В «Преступлении доктора Паровозова» вы описали, как уже в конце советских времён люди понесли в палаты иконки, ставили баночки с заряженной водой на тумбочки. Когда вы в последние брежневские годы начали работать в больнице, наблюдали ли вы проявления религиозности? Как в дальнейшем происходила трансформация поведения людей? – По моим ощущениям, я об этом и в книжке пишу, весь этот

Диалоги о кино. Свобода от ненависти

Историк Евгений Марголит и Игорь Манцов выясняют, возможно ли счастье для всех и стоит ли чего-нибудь простота

12 мая 2014 Игорь Манцов, Евгений Марголит
Диалоги о кино. Свобода от ненависти
Игорь Манцов: Евгений Яковлевич, продолжим разговор о том, зачем и как мы смотрим кино. Евгений Марголит: Возвращаясь к первому нашему разговору: важен подход к фильму в духе "мое/не мое". Для себя давно определил: я самый обыкновенный зритель, хотя и квалифицированный. От картины мне, как и любому зрителю, нужно, чтобы меня зацепило, чтоб я вышел с сильно колотящимся сердцем. Но поскольку я зритель профессиональный, начинаю самому себе объяснять: чем это кино меня задело, что такое особенное я там увидел? Если не зацепило, анализировать не буду. Не потому, что это плохо, а потому, что не мое. Если разозлило, как с "Географом…" И.М.: Интересно! Вас фильм "Географ глобус пропил" именно разозлил? Е.М.: Там, по-моему, произошла элементарная п

Не считая собаки

Муму. К 160-летию публикации повести Ивана Тургенева

30 апреля 2014 Константин Богомолов
Не считая собаки
Автор этой рубрики имеет давнюю склонность внедряться туда, где, по его мнению, некая яркая история не до конца разыграна; либо где исторические и документальные источники в какой-то ответственный момент замолкают или не договаривают. Автору далеко до тыняновской смелости начинать там, где кончается документ. Тем не менее к предлагаемой формуле "Исправленному верить…" читатель волен, при желании, добавить вопросительный знак.             Диагноз: Муму В поздние советские годы Областная психиатрическая больница, вольготно раскинувшаяся на 8-м километре Сибирского тракта в городе Свердловске, была флагманом уральской психиатрии. Здесь внедрили новые формы трудотерапии для пациентов и инновационные формы работы

Галина Шеляпина: Когда Шухов строил башню, болты были более дорогим решением

О том, что если башню разобрать, собрать ее будет невозможно, бессмысленно

29 апреля 2014 Иван Куликов
Галина Шеляпина: Когда Шухов строил башню, болты были более дорогим решением
Судьбой памятника инженерной мысли, башни Шухова на Шаболовской — может стать пословица: «что имеем — не храним, потерявши — плачем». Перспектива одним росчерком министерского пера уничтожить любимую башню повергла город в состояние шока. И не одни москвичи ужаснулись: письмо в защиту памятника подписали ведущие архитекторы нашей страны и мира. Башня, к счастью, ещё не потеряна, но чтобы сохранить её для потомков необходимо уже сейчас принять решение о том, что следует предпринять. А это зависит от диагноза состояния башни, который варьируется в диапазоне от «простоит ещё столько же» до «рухнет через 2–3 года». О том, что происходит с башней на самом деле, рассказывает Галина Шеляпина — заведующая отделом конструкц