Показать меню
Кино

Жора + Натали: любовь до гроба

Пять русских фильмов года за неделю: «Географ глобус пропил», «Сталинград», «Роль», «Распутин» и «Горько!». Сегодня «Горько!»

27 декабря 2013 Игорь Манцов
Жора + Натали: любовь до гроба
Тулу рассекает река Упа. Через Упу, как и положено, проложен мост. И вот с некоторых пор этот мост используется в ритуальных целях: так называемые брачующиеся вешают на ограду изящный замочек, а ключик выбрасывают в речную воду. Кстати, медленную, едва ли не стоячую. Ключик в воду ― значит «не расстанемся, потому что справимся вдвоём с бедой любой», как пел в годы моей юности зажигательный ВИА Тульской филармонии «Красные маки». Рождение, брак, смерть ― этапы большого человеческого пути, и брак из них самый соблазнительный. Кинокартина «Горько!», приписанная в титрах режиссёру Жоре Крыжовникову, при скудном бюджете собрала большую кассу и даже понравилась некоторым снобам. Как же было мимо неё пройти! Свадьба ― это ритуал, карнавал и одноврем

"Распутин". Всё дело в монтаже

Пять русских фильмов года за неделю: «Географ глобус пропил», «Сталинград», «Роль», «Распутин» и «Горько». Сегодня «Распутин»

26 декабря 2013 Игорь Манцов
С точки зрения Запада Григорий Распутин — несомненная поп-фигура. Фигура, надо сказать, вселенского масштаба и значения. Ни Джон Леннон, ни Энди Уорхол даже не родились, когда он уже и блистал, и самовыражался. Ещё в школьные годы мы с одноклассниками увлечённо переводили текст одноимённой песни группы Boney M. на русский. Помнится, в результате мне стало неловко. Обидно, так сказать, за державу. Хотя начинается за здравие: Давным-давно жил в России один человек. Он был большим и сильным, в его глазах пылал огонь. Большинство людей смотрело на него с ужасом и страхом, Но московские красотки находили его чрезвычайно милым. Он мог читать Библию, как истинный проповедник, – Полный исступления и огня. Также он был таким учителем, Которого пожелала

Арлекин в Стране Советов

Пять русских фильмов года за неделю: «Географ глобус пропил», «Сталинград», «Роль», «Распутин» и «Горько». Сегодня «Роль»

25 декабря 2013 Игорь Манцов
Арлекин в Стране Советов
Есть государства, где частная жизнь гражданина настолько отлажена, что столетиями фактически ничего не меняется. Разве что цивилизация наступает, принося вместе с технологическими новшествами новые блага. Такие государства будто бы уклоняются от Истории. Имею основания говорить о своей стране обратное: «Ее желание не вылезать из Большой Истории неистребимо». Наверное, потому, что Империя. А не какая-нибудь вечно нейтральная Швейцария. С данностью не поспоришь, смиренно принимаю. Отправляюсь на одну «историческую фреску» за другой. Сначала «Сталинград» младшего Бондарчука, теперь «Роль» Лопушанского. Так случилось, ни одного фильма Константина Лопушанского прежде не видал. Не имел, поэтому, ни предубеждений, ни ожиданий. Смотреть б

Война без особых причин

Пять русских фильмов года за неделю: «Географ глобус пропил», «Сталинград», «Роль», «Распутин» и «Горько». Сегодня «Сталинград»

24 декабря 2013 Игорь Манцов
Война без особых причин
«Географ глобус пропил» выиграл престижный конкурс, но «Сталинград» получил хорошую кассу. «Географ…» - о современности, а «Сталинград» - о далёком героическом прошлом. В «Географе…» льётся водка, в «Сталинграде» — кровь. Ничего, казалось бы, общего. Тем не менее в моём сознании оба фильма рядом. Кинокартина «Сталинград» сделана безошибочно. С точки зрения того, кто устал от натурализма и кто понимает относительность категории «историческая правда». Скептики скрипят зубами: «Было не так!» А как было? Реальная война, даже не такая кровавая и судьбоносная, как Вторая мировая, это непременный режим грязи, боли и смерти. А мы-то сидим в комфортабе

Мама, роди его обратно

Пять русских фильмов года за неделю: «Географ глобус пропил», «Сталинград», «Роль», «Распутин» и «Горько». Сегодня «Географ»

23 декабря 2013 Игорь Манцов
Мама, роди его обратно
«Кульпросвет» только народился и не успел поэтому отреагировать на самые заметные российские картины уходящего года. Может, оно и к лучшему: по мере удаления меньше отвлекаешься на частности. Подведение итогов начнём с фильма, победившего на главном внутреннем смотре, «Кинотавре», — «Географ глобус пропил». Александр Велединский сделал фильм про внутреннее путешествие. Начало и конец двухчасовой ленты зарифмованы: Служкин в исполнении Константина Хабенского конфликтно взаимодействует с женой, сыгранной Еленой Лядовой, на балконе пермской многоэтажки. Напрасно пытаются пристегнуть к этой истории Чехова, Вампилова да Володина: дескать, тема картины — традиционная для России трудная судьба русского интеллигента. Если и прибегать к об

Год великого перелома

О том, как устроена «Оттепель», почему это и работает, и восхищает

18 декабря 2013 Игорь Манцов
Год великого перелома
Уходящий год стал для Валерия Тодоровского триумфальным. Он продюсер победившего на «Кинотавре» фильма «Географ глобус пропил», и он же придумал, спродюсировал и срежиссировал «Оттепель» - 12-серийный телефильм, который мне невероятно понравился. Как «Оттепель» устроена, почему это и работает, и восхищает? История разворачивается в 1961-м году. Протагониста зовут Виктор Хрусталев. Ему 36 лет, и он по профессии кинооператор. Разведен, дочь-подросток. Что называется, «беспринципен», спит со всеми хорошенькими девушками и женщинами, свободными и замужними, при первой же возможности. Жениться отказывается. В душу не пускает, скрытничает. Расстается легко, неумолимо и навсегда. Забеременела? – Проблемы не мои. &laq

Секрет для ребят

О кинотеатре им. Бабякина, о том, как разливное пиво запятнало образ героя революции, и о бесконечности «повторного фильма»

13 декабря 2013 Игорь Манцов
Секрет для ребят
Вот тест, который поможет понять себя много лучше: «Какое кино ты (я) посмотрел первым?» На деле назовёшь не то, что объективно «посмотрел», а то, что субъективно «увидел». Что реально поразило, а значит, сформировало. У меня это будет «Король-олень» по телевизору. Навсегда осталось и в подкорке, и в сердце следующее: «Если Тарталья, значит, каналья!» «…И счастлив в супружестве он, говорят! — Но это, но это, но это, конечно, секрет для ребят». Ого! Мой детский ум верно вычленил базовые мирские ценности, распознав значимость темы власти и темы секса. А что с первым культпоходом в кино? Всё начинается чехословацкой чёрно-белой картиной «Чудеса пана Тау». Во втор

"Живые и мертвое". Кино как история

О новой книге историка кино Евгения Марголита

8 марта 2013 Тихон Пашков
Евгений Марголит. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов.  СПб.: Сеанс, 2012. 224 с. Ни одна книга по истории кино до сих пор не становилась универсальным ключом к истории страны. Теперь такая книга есть, и она уловляет не только исторические, но и бытийные процессы даже точнее и чище, чем фундаментальные труды специалистов-историков. Не потому только, что у ее автора абсолютный слух, какой бывает у музыкантов и у врачей милостью Божьей. Не потому, что советская история здесь постигается посредством такого инструмента, как искусство. Важно, что наблюдая историю кино, Евгений Яковлевич Марголит обращается к устройству живых душ и характеров, к идее становления и её проекциям на исторический ландшафт. Это становление личности тех, кто в зале, и кт