Показать меню
Кино

Диалоги о кино

Историк Евгений Марголит и Игорь Манцов о том, как оставаться зрителем и не сесть между 12 стульев

24 февраля 2014 Евгений Марголит, Игорь Манцов
Диалоги о кино
Евгений Яковлевич, в прошлом году у вас вышла большая серьезная историческая книга, и это радостно. - Игорь, да, книжка в 550 страниц, «Живые и мертвое», но это дело прошлое. Целый пласт отвалился, вся эта «мифо-логика» советского кино – книга теперь ведет самостоятельное существование, а меня сейчас уже занимают другие вещи. Что в центре вашего внимания сейчас? - Последний год меня более всего интересует роль зрителя в кинопроцессе. Похоже, что именно зрительский спрос формирует кинопроцесс. Формирует язык кино. По какой логике, например, одно произведение воспринимается как маргинальное, а другое оказывается широко востребовано? Вот этот механизм востребования - удовлетворения общественного запроса! – интересен мне сейчас более всего. Я погруз

Жил-был черный певчий дрозд, и Господь Бог нас благословил

Отару Иоселиани исполнилось 80, самое время пересмотреть и поучиться

7 февраля 2014 Игорь Манцов
Жил-был черный певчий дрозд, и Господь Бог нас благословил
От самого Отара Иоселиани известно, что это старинное грузинское присловье про Бога, дрозда и нас с вами, - то ли застольное, то ли из песни, то ли на все случаи жизни, - дало название фильму «Жил певчий дрозд». А вот что я помню, и вот на чем настаиваю. Иоселиани - самая бесспорная фигура советского киноискусства. Во всех своих интервью Андрей Тарковский называл его первым и лучшим из коллег-соотечественников. Критики из числа наиболее авторитетных и высоколобых соревновались в искусстве отвешивать ему комплименты. В киноклубах потихоньку уходившего с исторической арены Советского Союза мечтательно гудели-вздыхали: «О-о, Отар Иоселиани!» Хотя какой он Тарковскому или мне соотечественник? Потомок грузинских, что ли, князей. В середине 80-х, уже работая во Ф

Только сабля казаку во степи жена

О том, что общество, оплачивая «Вия», заказывает правду о себе сегодняшнем, а не «экранизацию», рабски следующую первоисточнику

4 февраля 2014 Игорь Манцов
Только сабля казаку во степи жена
«Вий» Олега Степченко произвёл на меня сильное впечатление. Во-первых, нормальный коммерческий продукт: на рядовом сеансе в тульском кинотеатре было не протолкнуться. Технологии на уровне, вполне зрелищно. Складно придумано, бойко смонтировано. Эти вещи даже не обсуждаем: оценка как минимум «хорошо». Говорят, бюджет – то ли 26, а то ли 28 млн. долларов. Вдобавок делали его шесть или даже семь лет. Если уж вложено столько времени и денег, значит, авторы полагались не на субъективные личные вкусы, но учитывали коллективные представления, фантазии и страхи. Гоголь, между прочим, писатель хотя и гениальный, но не совсем для массового потребления. Те, кто ожидал от фильма соответствия литературному первоисточнику, попросту не уважают коммерческую природу к

Эй, моряк, ты слишком долго плавал!

О том, что "Внутри Льюина Дэвиса" у каждого своя фишка: отец грезит морем, сын любит унылые баллады, а про кота толком ничего не известно

30 января 2014 Игорь Манцов
Эй, моряк, ты слишком долго плавал!
Не знаю, как там, на Западе, но у нас братья Коэн, похоже, стали заложниками своей репутации. Интеллигентная публика проецирует свои воспоминания об их прежних вещах и, соответственно, свои ожидания – на всякую новую работу Коэнов: Любим беззаветно, Помним досконально, Знаем наперёд. Заживо похороним! Но что, если смотреть их новую картину, пускай даже каннскую лауреатку прошлого года, нормально-наивным образом? Кино, в конце концов, массовое искусство. Пускай эти легендарные Коэны за меня - в качестве благодарного зрителя - поборются. Пускай убедят сегодняшней работой, а не совокупностью заслуг. К счастью, у меня очень плохая память. Смутно помню «Большого Лебовски» и ещё уморительного Брэда Питта из фильма «После прочтения сжечь». Считаю, ста

Случай Линча

«Твин Пикс» как ремейк сериала «И это все о нем». Из цикла «Исправленному верить»

29 января 2014 Константин Богомолов
Случай Линча
Автор этой рубрики имеет давнюю склонность внедряться туда, где, по его мнению, некая яркая история не до конца разыграна; либо где исторические и документальные источники в какой-то ответственный момент замолкают или не договаривают. Автору далеко до тыняновской смелости начинать там, где кончается документ. Тем не менее к предлагаемой формуле «Исправленному верить…»  читатель волен, при желании, добавить вопросительный знак. В Москве Дэвид Линч появился в конце семидесятых, уже успев к тому времени родиться в Миссуле, штат Монтана, отдать дань травке, Дон Хуану и Харлей Дэвидсону, изучить изящество искусств в Бостоне и Пенсильвании и состряпать первую короткометражку, где шесть беспрерывно блюющих и, наконец, разлетающихся на куски голов  безусловно отсыла

Поэты и натуралисты

Научно-популярные фильмы, которые стоит посмотреть

29 января 2014 Наталия Бабинцева, Иван Куликов
Поэты и натуралисты
Ровно сто лет назад неизвестный оператор, используя возможности замедленной киносъёмки, зафиксировал, как навстречу солнечному свету распускают лепестки астры, и как вечером на их стеблях проступают капли росы. Этот человек, скорее всего, не был художником, он лишь пытался изучить природное явление. Два года назад эти кадры были приобретены в коллекцию Музея Помпиду. Так часто случается с хорошими образцами научно-популярного кино: авторам кажется, что они ― строгие исследователи. Но научные концепции недолговечны, и спустя годы оказывается, что авторы были наивные поэты. Цикл «Жизнь». Режиссёр Дэвид Аттенборо Жизнь на Земле. 1979 Живая планета. 1984 Испытания жизни. 1990 История научно-популярного кино делится на две эпохи: до и после англичанина Дэвида Атт

Алан Берлинер: «У человека нет ничего, кроме собственного опыта»

Беседа с режиссером "потайных карманов"

29 января 2014 Наталия Бабинцева
Алан Берлинер: «У человека нет ничего, кроме собственного опыта»
Алана Берлинера называют режиссёром «потайных карманов». Его официальный сайт сложен из множества ящичков, открыв которые, оказываешься под завалом картинок, никак не связанных между собой. Он собрал огромную коллекцию кинокадров, где люди включают и выключают свет. Ежедневно он снимает своего сына, но не уверен, что из этого материала сложится фильм. Берлинер снял кино о своем деде, отце и дяде, фильм о звуке собственного имени и смонтировал ленту о своей бессоннице — всего шесть картин с 1986 по 2012 год. Он никогда не говорит «мы» и «они», его не интересуют политики, маргиналы и звезды. Единственно возможным способом делать кино он считает разговор от первого лица. В то время как современные документалисты обращаются по преимуществу к социаль

Люди-птицы

Дилогия о никаком человеке, серия вторая: Милая Фрэнсис

28 января 2014 Игорь Манцов
Люди-птицы
В своей предыдущей картине "Гринберг" Ной Баумбах задействовал в главной роли Бена Стиллера. Спустя три года Стиллер снял сам себя в роли Уолтера Митти, а Баумбах на этот раз присмотрелся к никчемному неудачнику в женском исполнении. В оригинале отчетная картина Ноя Баумбаха "Милая Фрэнсис" называется Frances Ha. 27-летней Фрэнсис Холидэй наконец-то удается поселиться одной. В рамку на почтовом ящике помещается только часть ее фамилии ― Frances Ha… Бумажка наспех загибается, героиня автоматически переименовывается. Новое имя ― новая, независимая жизнь? Да, но не только это. Герой Кафки звался Йозеф К., вероятно, для того, чтобы читателю было легче с ним совпадать. Анонимный персонаж ― указание на типовое поведение, на типовые мотивации и типовую судьбу.

Клерк в кризисе

Дилогия о никаком человеке, серия первая: Невероятная жизнь Уолтера Митти

27 января 2014 Игорь Манцов
Клерк в кризисе
Актер Бен Стиллер давно и успешно ставит фильмы. Чего стоит только один незабываемый "Кабельщик" с Джимом Керри! Герой "Кабельщика" — рядовой обыватель, чье сознание отравлено образами из телеящика. А Джим Керри играет его проклятье — воплощенную экранную пошлость, материализовавшуюся дурь сериалов, развлекательных шоу и теленовостей. Персонаж Керри не дает сдержанному, но подсевшему на телевизор обывателю покоя, буквально терроризирует его. Взвинчивает, доводит до истерик, обеспечивая тому ошибки и неудачи на личном фронте.   Джим Керри. Кабельщик. 1996   Кабельщик в исполнении Керри — своего рода секретный приятель обывателя, обосновавшийся у того в подсознании.   Новая картина режиссера Бена Стиллера в ор

История кино в 11 фильмах

О роли пожарного, о том, что «всё должно происходить бессознательно», о позолоченной гнили и ещё о той, кто солдату невеста

24 января 2014 Игорь Манцов
История кино в 11 фильмах
Хочется полноты картины, мечтается о том, чтобы за раз схватить логику развития киноискусства. Однако мы способны одновременно осознавать не более 7–8 объектов. Максимум 10. Жадные — даже 11. Эдвин Портер. «Жизнь американского пожарного». 1903 Ещё не понимали, как следует рассказывать историю. Более того, никому в голову не приходило, что кино может и будет рассказывать истории. Американцы, как никто другой, старались внятно повествовать с помощью картинок, думаю, под влиянием своей новеллистической традиции. В этом фильме есть нелепая монтажная склейка, которая намекает на то, что сложившиеся впоследствии правила монтажа — условность, что кинорассказ мог бы строиться иначе. Пожарный спасает женщину из огня. Сначала героев показывают внутри гор