Показать меню
Кино

Мужики!

Итоги национальной кинопремии Ника

2 апреля 2014 Игорь Манцов
Мужики!
В русском фольклоре классическим образцом сдвоенных персонажей служат братья Фома и Ерема, оба нескладные, нелепые, оба бездельники; о них сложено множество сатирических сказок и песен. Владимир Пропп "Проблемы комизма и смеха"   Пару месяцев назад известный кинокритик искренне удивился на страничке в Фейсбуке: автор едва ли не самой успешной российской картины прошлого года, следом выпустил под своей фамилией невразумительный телевизионный мини-сериал. Критика тут же поправили осведомленные коллеги: сериал начинал совсем другой постановщик – провел всю подготовительную работу и даже утвердил актеров, но в последний момент от проекта отказался. И вот несомненный герой прошлого сезона был приглашен в последний момент спасать /доделывать чужое. Мол, с него, таки

1908 год. «Понизовая вольница»

Кто, а главное, почему назначает фильмы «первыми в мире» и просто любимыми ― в новом цикле историка Евгения Марголита для «Культпросвета»

31 марта 2014 Евгений Марголит
1908 год. «Понизовая вольница»
С некоторых пор занимает меня ― и чем дальше, тем больше ― вопрос: как будет выглядеть история кино с точки зрения зрительного зала, его предпочтений? Специфика истории отечественного кино такова, что к кассовому успеху у нас относились, да и относятся, с инстинктивным прямо-таки подозрением ― как к чему-то предосудительному, с чем вынуждены мириться. Принять его до конца наше киносообщество не может. Кассовый успех признаётся у нас закономерным только в том случае, когда признание зрительного зала совпадает с признанием кинематографического мира. Как это произошло, например, с «Чапаевым». Несовпадение же, в лучшем случае, оставляется без внимания. Как, скажем, не был замечен восторженной критикой тех же лет прокатный провал «Окраины» Барнета. Или, что чаще, кассовы

Фридрих Эрмлер. Плен истории

История о мнимом чекисте и подлинном художнике

31 марта 2014 Марианна Киреева
Фридрих Эрмлер. Плен истории
Научно-исследовательский институт киноискусства подготовил к изданию второй, заключительный том "Режиссерской энциклопедии кино России". Формально, она посвящена мастерам отечественного игрового кино за сто лет его существования. Но дело в том, что историк, архивист и заслуженный деятель искусств России, ныне покойный профессор Лев Рошаль задумывал эту необычную энциклопедию как собрание очерков-портретов, где не менее важным был контекст или, если хотите, дух времени. В предисловии Льва Моисеевича к первому тому сказано: В энциклопедию включены имена тех режиссеров, которым, на нынешний взгляд редколлегии, удалось выразить существенные стороны своего времени. "Преобладающую думу эпохи", говоря словами Виссариона Белинского. Или, если вспомнить известные строки Борис

Документальные фильмы онлайн, легально

Глазами бегемотов и детей, а также кино в пересказе

28 марта 2014 Наталия Бабинцева
Документальные фильмы онлайн, легально
Бегемоты Пабло Эскобара. Pablo's Hippo. Режиссёр Патрик Форбс. Великобритания, 2011 Свободный и лихой документальный фильм о похождениях знаменитого наркобарона и о золотом веке «кокаинового картеля». Легенда гласит, что в начале 80-х Пабло Эскобар решил основать у себя в имении зоопарк «Наполис» и купил в Африке каждой твари по паре. В 1983 году самолёт с жирафами, слонами, верблюдами, бегемотами, львами приземлился в частном аэропорту. Полиция сочла, что запах животных отбил у собак-ищеек нюх, и таким остроумным образом была перевезена гигантская партия наркотиков. Но кого интересует то, что говорит полиция. «Наполис» стал культовым местом: здесь выступали рок-звёзды, меж розовых кустов прогуливались красивые и доступные девушки, по парку можно

"Трудно быть богом", напоследок

Шихарда кавда! Миногам, нуффан, арканар. Румата, румата, румата. Вычура, вычура, вычура. Втридорога, втридорога, втридорога!

25 марта 2014 Игорь Манцов
  В той мере, в какой «Трудно быть богом» ― причитание и заговор, это настоящее кино. Имею в виду характеристику, которую ещё в 1908 году выдал литературный критик Корней Чуковский: «Кинематограф тоже есть песня, былина, сказка, причитание, заговор». Внешне жизнеподобное и стихийное, искусство кино основывается на устойчивых формулах древнего, архаического происхождения, свобода кинорежиссера ограничена поэтому самыми массовыми представлениями. Это лишь кажется, что режиссер произвольно сочиняет. На самом деле ― идёт на поводу. Ведь чем больше массовый зритель «угадывает», тем больше радуется, тем чаще и охотнее платит. Причитание и заговор ― это веления коллективного разума и чаяния коллективной души, которые через фильм транслиру

Капитал

О том, как деньги выше себя прыгнули в фильмах «Небраска» и «Волк с Уолл-стрит»

19 марта 2014 Игорь Манцов
Капитал
Две американские прокатные картины объединил случай. Президент Обама объявил о финансовых репрессиях в отношении российских чиновников высшего эшелона. Попавший в чёрный список вице-премьер Дмитрий Рогозин саркастически заметил, что Обама промахнулся, поскольку никаких денег он, Рогозин, в Америке не хранит. Эта история мне понравилась. Признаюсь, испытал чувство лёгкого удовлетворения от того, что нашего предельно ответственного работника подловить на зависимости от бабла (или хотя бы его местоположения) не удалось. В сущности, впервые за последние четверть века власть устами Рогозина продемонстрировала пренебрежительное отношение к деньгам, поставила эти самые деньги на место. И не то чтобы я против денег, боже упаси. У меня всегда наготове два-три соображения относительно того,

Фестиваль английской документалистики

Фильмы и люди «Шеффилд Док» 20–23 марта в Центре документального кино

19 марта 2014 Наталия Бабинцева
Фестиваль английской документалистики
Шеффилд ― промышленный город на западе Англии. На исторической карте современной документалистики «нарисовался» в 1984 году, когда в декорациях местной промзоны при активном участии местных жителей была снята знаменитая во всем мире картина «Нити». Режиссёр Мик Джексон сделал её в жанре мокьюментари ― псевдодокументального кино о последствиях ядерной катастрофы, будто бы распространившихся с территории Ирана. Спустя десять лет в Шеффилде был впервые проведён Sheffield Doc/Fest. То есть местному фестивалю всего двадцать лет, и нужно понимать, что возник он в тот момент, когда основные центры фестивального движения уже застолбили свои ниши. Перед организаторами встала амбициозная задача ― конкурировать с задающим тон в мировой документалистике Амстердамским фестива

Дейв Эггерс. Голограмма для короля

Глава из романа, который экранизируют Том Тыквер и Том Хэнкс

17 марта 2014
Дейв Эггерс. Голограмма для короля
После выхода первого романа «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» в 2000 году критики назвали Дейва Эггерса «наследником Сэлинджера» и присудили ему престижную Пулитцеровскую премию. Справедливости ради отмечу, что от Сэлинджера в том автобиографическом романе только исповедальный тон его героя — подростка. С тех пор Эггерс издал уже 11 книг, почти по книжке в год. «Голограмма для короля» вышла два года назад. Стареющий и не слишком удачливый бизнесмен Алан Клей оказался в Саудовской Аравии, где ему дан последний шанс разбогатеть. Нужно всего-то увидеться с королем Абдаллой и познакомить его с некой новейшей технологией — дело одного дня. Король с обещанной аудиенцией тянет, и день оборачивается неделями ожидания, невольным погруж

Открытие Америки

От Голливуда отбрыкиваться не стоит

5 марта 2014 Игорь Манцов
Открытие Америки
Знаменитый критик и кинорежиссёр, один из зачинателей французской Новой волны Эрик Ромер свидетельствует: в конце 40-х годов прошлого века американское кино уважением в Европе не пользовалось. Во Франции, где левые политики были тогда в силе, дела обстояли совсем драматично: «Базен и Астрюк — единственные, кто хорошо отзывался об американском кино. Это считалось чудовищным — в эпоху холодной войны — хвалить американское кино». Политизированные интеллектуалы переносили своё недовольство Америкой на достойную, зачастую выдающуюся продукцию. Ромеру, Риветту, Годару и Трюффо, сплотившимся вокруг журнал «Кайе дю синема», пришлось потрудиться, чтобы привить и соотечественникам, и европейцам объективный взгляд на заокеанское искусство. Для начала мо

Доккино в Москве на широком экране

«Последний лимузин», «Поморы», агент «Штази» и Эсфирь Шуб

2 марта 2014 Наталия Бабинцева
Доккино в Москве на широком экране
«Последний лимузин». Режиссёр Дарья Хлесткина. Россия, 2013 Фильм про современный ЗИЛ. Наконец-то. Ведь странная выходит штука. Каждый день мы ездим и ходим мимо родных ржавеющих заводов, старых закопчённых труб, заброшенных и полузаброшенных промзон. В стране их десятки, сотни. Иные были когда-то знамениты. А некоторые (как тот же ЗИЛ) до сих пор квартируют в центрах городов и тянутся аж до горизонта. Удивительно, что наша документалистика, озабоченная поиском «эксклюзивных тем», остаётся, в общем, равнодушна к этим архипелагам из другой материи, которые как бы выпадают из современного пространства-времени, но сохраняют достаточную историческую гравитацию, чтобы искажать, закручивать его вокруг себя. Зачастую в этих архипелагах теплится ещё потаённая тектоничес