Показать меню
Кино

Михаэль Ханеке. Хэппи-энд

Каннский конкурс день за днем

24 апреля 2017 Вероника Бруни
Михаэль Ханеке. Хэппи-энд
"Хэппи-энд" (Happy End) – 12-й фильм Михаэля Ханеке, двукратного обладателя каннского золота за "Белую ленту" (Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte) в 2009-м и "Любовь" (Amour) в 2012-м. А также – краткое резюме долгой и непростой предистории его триумфа. Прежде чем попасть в основной конкурс, Ханеке трижды участвовал в параллельной каннской программе "Двухнедельник режиссеров": с "Седьмым континентом" (Der siebente Kontinent) в 1989-м, "Видеопленками Бенни" (Benny's Video) в 1992-м и "71 фрагментом хронологии случайностей" (71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls) в 1994 году. Без наград остались "Забавные игры" (Funny Games ) в 1997 году и "Код неиз

Жак Дуайон. Роден

Каннский конкурс день за днем

18 апреля 2017 Вероника Бруни
Жак Дуайон. Роден
Одним из четырех французских фильмов в основном каннском конкурсе станет "Роден" (Rodin) Жака Дуайона по его собственному сценарию. Взят тот период жизни сорокалетнего Огюста Родена, когда он получает первый государственный заказ – на "Врата Ада", куда войдут его самые известные скульптуры "Мыслитель" и "Поцелуй". Тогда же Роден делает своей любовницей ученицу Камиллу Клодель. Ей посвящена его скульптура "Данаида", одно самых экзальтированных и вместе с тем натуралистичных изображений женского тела в истории искусства. Возможно, это сочетание несочетаемого станет ключом к фильму 73-летнего Дуайона, чья худшая судьба – стать всего лишь костюмированной историей плоти. Обширная фильмография Дуайона включает лишь одну историю в

Арно Деплешен. Призраки Исмаэля

Каннский конкурс день за днем

14 апреля 2017 Вероника Бруни
Арно Деплешен. Призраки Исмаэля
Весь оставшийся месяц до юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, который откроется 17 мая, мы каждый день будем знакомить вас с новым фильмом из отобранных в главную конкурсную программу. Но начнем с фильма открытия, который будет показан вне конкурса.       Фестиваль откроется премьерой французского фильма "Призраки Исмаэля» (Les fantômes dʼIsmaël). Его автор, некогда убежденный последователь "Новой волны" 1960-х, Арно Деплешен участвовал в жюри прошлогоднего фестиваля под председательством Джорджа Миллера. Наряду с такими признанными и влиятельными французскими кинорежиссерами его поколения как Оливье Ассаяс, Андре Тешине и Филлипп Гаррель последние три десятилетия Деплешен и его кинематограф во многом определя

Черно-белое кино. Астафьев и другие

Повесть "Кража" глазами киноведа

7 апреля 2017 Марианна Киреева
Черно-белое кино. Астафьев и другие
"Кража" Виктора Астафьева принадлежит к главному роду литературы: тому, что следует брать в руки, когда совсем плохо и не хочется жить. – Ну, знаете! – вправе сходу возмутиться читатель и тут же спросить: а не стоит ли ему, читателю, в таком состоянии вооружиться еще и Шаламовым с Солженицыным. Или, скажем, пересмотреть "Хрусталев, машину!" или "Трудно быть богом" – чтоб уж наверняка. Что ж, прав читатель: российская наша лагерная проза, к которой фабульно примыкает и "Кража", всегда была безысходно мрачна. И "безысходно" – здесь не просто стандартный эпитет. Глубинный ужас Ада ведь не в каталоге творящихся в нем казней, а в том, что исхода из него нет. То, что зона и есть тот самый неизбывный ад &nda

Два дома: Шукшин и Тарковский

Где мы жить будем?

4 апреля 2017 Виктор Филимонов
Два дома: Шукшин и Тарковский
В  85-й день рождения Андрея Тарковского новая глава энциклопедического декалога историка кино Виктора Филимонова, посвященная творческим и личным взаимоотношениям Тарковского и Шукшина.  В предыдущих сериях: I.  Дом Шукшина. Вступление  II. Деревня, куда она приходит?  III. Съехавший с корня IV. Дорожные жалобы V.  Вечерний звон VI. В поисках идеала VII. Смех и слезы Шукшина VIII. Memento mori Шукшина   …Сегодня во сне видел Васю Шукшина, мы с ним играли в карты.  Я его спросил: — Ты что-нибудь пишешь? — Пишу, пишу, — задумчиво, думая об игре, ответил он. А потом мы, кажется, уже несколько человек, встали, и кто-то сказал:  — Расплачи

59-й год. Клаудии юбочка идет

Клаудия Кардинале – символ юбилейного Каннского кинофестиваля

30 марта 2017
59-й год. Клаудии юбочка идет
На афише цвета золота и киновари  – юная, смеющаяся Клаудия Кардинале из 1959 года. На оригинальном черно-белом снимке она приплясывает на римской крыше, простоволосая, ноги босы, юбка, закрутившаяся вокруг бедер. Не Кардинале, а исхудавшая Сарагина с будущего феллиниевского пляжа. На афише золотистый тонкий обод юбилейного нуля в ее руке, будто хула-хуп. В фильмографии Кардинале на тот момент всего четыре картины и приглашение Лукино Висконти на съемки "Рокко и его братьев", который покажут не в Канне, а в Венеции, и наградят всего лишь специальным призом жюри. В каннский конкурс она впервые попадет в 1961 году, снявшись у Валерио Дзурлини в "Девушке с чемоданом" (La ragazza con la valigia).   Валерио Дзурлини. Девушка с чемоданом

Терренс Малик. Путешествие времени

О не вечном и о китах

27 марта 2017 Вероника Бруни
Терренс Малик. Путешествие времени
  Человек или планета, сюжет всегда один: было и не стало. Кинорежиссер Терренс Малик, облетая на машине времени Землю, тоже признает, что не будет – ни тонкой красной линии горизонта на закате, ни серебристых рыб, ни ползучих мхов, ни солнечных протуберанцев, ни того, кто сквозь закопченое стекло на них глядит, – в соответствии с научным и библейским подходом. Но ведь пока – есть, и не менее красиво и торжественно, чем было. Вчерашняя ночная метель в Москве, например, величественнное зрелище. Если бы ее снимал Терренс Малик и озвучил Бетховеном, то получилось бы не мельче сотворения Вселенной, пузырей Земли или деления клеток в многократном увеличении.   Путешествие времени. Capella Film   "Путешествие времени" (Voyage

Memento mori Шукшина

О Чуйском тракте, Степане Разине и о том, что сегодня жив, а завтра – это надо еще подумать

10 марта 2017 Виктор Филимонов
Memento mori Шукшина
Культпро продолжает публикацию энциклопедического цикла-декалога историка кино и преподавателя словесности Виктора Филимонова, посвященного крестьянской вселенной Василия Шукшина. В предыдущих сериях: I.  Дом Шукшина. Вступление  II. Деревня, куда она приходит?  III. Съехавший с корня IV. Дорожные жалобы V.  Вечерний звон VI. В поисках идеала VII. Смех и слезы Шукшина   Эту войну, которую я веду, надо выиграть… И в том, что я ее выиграю, – нет сомнений, Бог поможет!.. Я выиграю, потому что мне нечего терять, я пойду до конца…» А. Тарковский. Дневник. 14 января 1986 г.   Когда стану умирать, – скажу: "Фу-у, гадство, устал!" Не надо умирать.

Итоги Берлинале-2017

Потерянные тела, нелегальные души

20 февраля 2017 Вероника Бруни
Итоги Берлинале-2017
        Год только начался, но уже ясно, что по крайней мере 3 из 18 конкурсных фильмов Берлинале войдут во все итоговые десятки, а один – в историю: "О теле и душе" (Teströl és lélekröl) Илдико Энеди, получившей "Золотого медведя" за лучший фильм. Энеди не снимала кино почти 20 лет. За все время – пара короткометражек, одна из которых документальная, и несколько эпизодов телесериала. Когда-то ее кино было известно в России, по крайней мере, посетителям Музея кино. Дебютный "Мой ХХ век" (1989) показывали студентам ВГИКа как образец обновления киноязыка, а не как пример экзотической венгерской кинематографии. Главную мужскую роль там сыграл Олег Янковский. В "Волшебном стрелке&q

Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости

О художниках в кино

15 февраля 2017 Вероника Бруни
Берлинале 2017. Последние портреты, милые кости
        В Берлинском конкурсе показывают фильм по книжке Макса Фриша "Монток", где он в частности упоминает здешние места – по соседству с фестивальным дворцом: Самое лучшее здание новой архитектуры, какое я знаю: филармония, построеная Шаруном. Холодный февраль; легкий воздух. Филармония отсюда через дорогу, согревает подстывший пейзаж желтыми угловатыми боками. Поверх автобиографической прозы Фриша – это искренняя книга, читатель, – Фолькер Шлендорф, с Фришем друживший, надстраивает собственную историю любви, пережитую им также в Нью-Йорке, за несколько лет до падения Стены. Получается собирательный образ художника. Ремесло героя фильма Шлендорфа то же – писатель. Изменился стиль изложения. Вместо супрематизма Ф