Показать меню
Музыка

Пять самых «немузыкальных» фильмов фестиваля о музыке

О воспитании детей, пении лирохвостов и пластической хирургии

29 мая 2014 Наталия Бабинцева
Пять самых «немузыкальных» фильмов фестиваля о музыке
С 27 мая по 8 июня в Москве на нескольких площадках пройдет Beat Film Festival — фестиваль документального кино о музыке. Помимо киносеансов обещана мощная образовательная программа. Я выбрала фильмы, которые преодолели границы жанра «кино о музыке и музакантах».   Три камня для Жана Жене Three Stones for Jean Genet. Режиссер Фридер Шляйх. Германия, 2014 ЦДК. 30 мая 21.00. 3 июня 19.00 Воздушная чёрно-белая лента, сюжет которой родился из двух несовпадений. Французский писатель Жан Жене, коллекционер преступлений, мечтал побывать в марокканской тюрьме Сен-Лоран, но её закрыли. Американская певица Патти Смит, героиня фильма и рассказчица, мечтала познакомиться с Жене, но тот умер. Немецкий режиссёр, друг певицы, везёт её в культовую тюрьму и приводи

Какие бывают «Борисы Годуновы»

И какой из них претендует на «Золотую маску»

14 апреля 2014 Вячеслав Курицын
Какие бывают «Борисы Годуновы»
Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создана по драме Пушкина и имеет минимум пять редакций: две авторские (1869 и 1872 года), две – Римского-Корсакова (1896 и 1908) и одна – Шостаковича (1940), в иных случаях для постановки выбираются сложные миксы из разных версий. Имея в виду, что опера посвящена злодею-монарху, можно предположить, что переделки имели политическую подоплеку. Это сейчас (да и то, возможно, «пока») можно петь что угодно, искусства так много, что за всем не уследишь, а в пореформенной царской России любое произведение, поставленное в Мариинском театре (именно туда Мусоргский принес первый вариант), неизбежно попадало в центр внимания. Но если первый вариант и не приняли по соображениям политики, то – политики театральной

Опера в Москве в апреле-мае 2014 года

Новая старая «Царская», «Аида» Штайна без слонов и пышная красота высшего сорта

13 апреля 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Москве в апреле-мае 2014 года
Большой театр 8 апреля «Франциск» Сергея Невского Его споют на сцене «Новой оперы», см. ниже.   15, 16, 19, 20 апреля «Борис Годунов» Мусоргского На роскошного густосоветского «Бориса» билетов нет (я давал зарок анонсировать оперу за три месяца, но нарушил, увы), но если вы толстосум, не страшащийся спекулянтов, или особа, приближённая к сферам, и любите пышную пафосную красоту, то это для вас: это очень качественно сработанная пышная красота высшего сорта. В прошлом московском оперном обзоре я подробно рассказывал про этот спектакль.   18, 20, 21, 22, 23, 24 мая «Царская невеста» Римского-Корсакова Как и «Годунов», это реконструкция советского шедевра сценографа Фёдора Федоровского. Н

Репетиция оперы: репортаж призрака

В Москве — премьера «Аиды» Петера Штайна

11 апреля 2014 Вячеслав Курицын
Репетиция оперы: репортаж призрака
Аида, эфиопская пленница царских кровей, полюбила египтянина Радамеса, способного полководца, на чью любовь претендовала и дочь фараона Амнерис. Полководец, как водится в таких случаях, предал родину. Радамеса и Аиду замуровали. Амнерис тоже умерла — на их могиле. Это было давно, а когда точно, не знает даже композитор Верди, сочинивший про эти дела оперу, действие которой происходит в некотором абстрактном экзотическом прошлом. Неверной московской весной эту историю ставит в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко семидесятисемилетний немец Петер Штайн. Это он придумал, чтобы Амнерис покончила с собой, композитор вообще-то завершал тем, что она нравоучительно распевает над плитой, прихлопнувшей беззаконных влюблённых.   Энергичный человек, лица в темноте не вижу, о

«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера

Русская музыкальная футуристика пользуется спросом на мировых экранах, а Гоголю – сегодня 205 лет

1 апреля 2014 Вячеслав Курицын
«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опера
Текущий сезон оказался самым русским за всю историю нью-йоркской «Метрополитен-опера»: на открытии спели «Евгения Онегина», весной московский режиссер Дмитрий Черняков дебютировал с «Князем Игорем», а между этими двумя событиями уместилось возобновление спектакля 2010 года по гоголевскому «Носу» Дмитрия Шостаковича. «Нос» не просто заново запустили на сцену: его повторы постоянно идут, в том числе и в Москве, в проекте «МЕТ на экранах кинотеатров». «Нос» - футуристика, кавардак, но если его возобновили на самой богатой оперной сцене Солнечной системы и раз за разом повторяют в кинозалах - значит, он кому-нибудь нужен? Конечно, за прошедшие с момента сочинения оперы восемь с половиной десятилети

«Антиформалистические» альбомы Шостаковича

Как композитор собирал ругательные отзывы о себе: материалы из архивов

31 марта 2014 Елена Кривцова
«Антиформалистические» альбомы Шостаковича
Во многих исследованиях упоминаются альбомы с газетными вырезками, собранными Дмитрием Шостаковичем в период травли, развернувшейся после выхода статьи «Сумбур вместо музыки» в 1936 г. Музыковед Елена Кривцова рассказывает, какие альбомы Шостаковича сохранились в разных архивах, и какой из них заслуживает определения «тот самый». Автор статьи выражает благодарность вдове композитора Ирине Антоновне Шостакович за предоставленные для публикации материалы Архива Д.Д. Шостаковича в Москве.   «Заплатив двугривенный, он тут же на морозе стал просматривать её (газету) и увидел жирную шапку над подвалом «Сумбур вместо музыки. <…> Шостакович прочитал статью от первой до последней строчки тут же на морозе, не отходя от киоска. У него

В Риге появилась опера о матче Ботвинника и Таля

Композитор Петерсен и поэт Тимофеев увековечили шах и мат от 26 марта 1960 года

26 марта 2014 Вячеслав Курицын
В Риге появилась опера о матче Ботвинника и Таля
26 марта 1960 года в Москве играли в шахматы Михаил Ботвинник (1911), действующий чемпион мира, и Михаил Таль (1936), претендент. Они и в другие мгновения той весны предавались гамбитам и рокировкам - матч состоял из 21 партии. Т о есть по регламенту предполагалось 24, но молодой напористый рижанин Таль забодал короля досрочно. 26 марта имела быть партия номер шесть, после неё Таль вышел вперёд на два пункта. Основные перипетии, в том числе два подряд триумфа Ботвинника, были впереди, но почему-то именно шестая схватка считается ключевой для результата матча. Почему ― рассказывается в русскоязычной опере-лекции «Михаил против Михаила»  (ноты Кристапса Петерсена, буквы Сергея Тимофеева), премьера которой прошла в Латвийской национальной опере. «Опера-лекция&raqu

Слова или музыка?

О науке либретто и юбилее их автора, знатока и историка Юрия Димитрина

20 марта 2014 Вячеслав Курицын, Александр Журбин
Слова или музыка?
Петербуржец Юрий Димитрин, которому 20 марта исполняется 80 лет, — самый активный, наверное, отечественный либреттист. Он делает новые переводы знаменитых опер, среди которых «Паяцы», «Кармен». Переводит либретто опер совершенно неизвестных: в театре Покровского только что появился в его переложении «Лунный мир» Гайдна. Сочиняет литературную основу для новых произведений — «Орфея и Эвридики» Журбина, «Братьев Карамазовых» Смелкова. «Карамазовы» написаны для Мариинки, исполняются на большой сцене — с современной оперой такое очень редко происходит. Он занимается и более сложными вещами! Литературный исходник «Мнимой садовницы» Моцарта не сохранился, и Димитрин просто написал новую пьесу

«Князь Игорь» Бородина и Чернякова в Метрополитен-опера

Повтор трансляции в кинотеатрах Мск и Спб 22 марта, ещё в 19 городах России — 1 апреля

11 марта 2014 Вячеслав Курицын
«Князь Игорь» Бородина и Чернякова в Метрополитен-опера
В самом известном оперном театре мира, нью-йоркской Метрополитен-опера, московский режиссёр Дмитрий Черняков дебютировал с «Князем Игорем». У Бородина в начале «Князя Игоря» князь беседует с Народом, собираясь на сечу, и Народ напутствует героя как следует повоевать. В постановке Дмитрия Чернякова в этой сцене гражданские лица из числа Народа стоят на втором этаже декорации, а князь внизу перепевается с солдатами, которые тоже поют от лица Народа: Бог поможет вам! Бог поможет! Да поможет Бог Господь! Пусть Бог ведёт тебя на брань за Русь, На горе врагам! Бог победу вам даст. Сами солдаты, выходит, на сечу не собираются? И дальше подобный, как говорят в Петербурге, дестрой продолжается: когда на сцене оказываются вместе Игорь, сын е

Пантыкин, Скрипкарь и Полковник 30 лет назад

Рок-посиделки в горном техникуме Екатеринбурга

27 февраля 2014 Андрей Кулик
Пантыкин, Скрипкарь и Полковник 30 лет назад
«Плотинку» (исторический центр Екатеринбурга) знают все, даже бывавшие у нас проездом. У каждого екатеринбуржца про это место есть своя история. Расскажу свою. Горно-металлургический колледж имени Ползунова в середине 1980-х был, разумеется, техникумом. Ходил мимо и внимания не обращал (хотя краем уха слышал, что вроде как старейшее учебное заведение города). Но с подачи друга подался в ночные сторожа — на стипендию было никак не прожить (поражают нынешние 20–30-летние, уверенные, что в СССР студенты вольготно-привольно жили на полном гособеспечении!). И стал я, студент третьего курса журфака УрГУ, сотрудником шестого участка Ленинского райотдела внутренних дел. Проще говоря — ночным сторожем. Охранял я на родном участке ВУХИН, УНИХИМ, ломбард и много че