Показать меню
Музыка

«Исправившиеся пьяницы» и «Китаянки» Глюка поставлены в Москве

Плюс книга и юбилей автора проекта Алексея Парина

25 февраля 2014 Вячеслав Курицын
«Исправившиеся пьяницы» и «Китаянки» Глюка поставлены в Москве
1 Жозеф Дюплесси.  Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк. 1775 г. Глюк, Кристоф Виллибальд (1714–1787), реформатор, мечтал о том, чтобы опера была не «концертом в костюмах», а драматическим музыкальным спектаклем. Глюку не нравилось, что главное требование к оперному спектаклю — «чтобы певец хорошо и громко пел». Он хотел действия, смысла, развития история, синтеза искусств… Строго говоря, ту же самую реформу в разные времена пытались осуществить и другие музыкальные деятели, Вагнер, например. Бывают такие реформы, растянутые на века. В иных головах она и до сих пор не осуществлена, точка зрения «лишь бы пели» и сегодня цветёт; другое дело, что оперных затей много, найдётся место и для реформаторских, и для анахрон

Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014

«Кольцо Нибелунгов» в Мариинке, поцелуй Татьяны и Онегина в Михайловском, хор «Зенит-чемпион!» в «Прекрасной Елене»

23 февраля 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014
Дети! Мариинка 24, 26 февраля (и 3 мая еще) «Волшебная флейта» Моцарта Разудалый спектакль Алена Маратра (ставившего в Мариинке также не менее зажигательные «Три апельсина» и «Путешествие в Реймс») с 2007 года в фаворе у публики. В том числе и потому, что в Концертном зале его поют по-русски. Оперу, вообще, принято исполнять на языке оригинала, но бывают исключения. В Берлине в «Комише-опере» можно слышать «Драй картен, драй картен, драй картен», там все переводят на дойч. Вот и в Мариинке иногда переводят, почему нет. Тем более, что русская версия Сусанны Цирюк и Марии Левиной – замечательная. Найдется непременно Мне женушка под стать, И сможет Папагено Блаженство испытать… 10, 11, 17 февраля, 6

Великаны в тумане

Детская книга «Золото Рейна» по Вагнеру с картинками Павла Татарникова

22 января 2014 Вячеслав Курицын
Великаны в тумане
Злобный карлик Альберт, воспользовавшись легкомыслием прекрасных блондинок-русалок, дочерей Рейна, завладел золотом и кольцом всевластия. Но до власти и богатства охочи и верховный бог Вотан, и великаны, умеющие строить волшебные замки. Вокруг золота разворачивается нешуточная возня: волшебные превращения, крылатые лошади, говорящие птицы, проходы сквозь пламя, космические битвы и шелестящий лес. Немецкий композитор Рихард Вагнер не смог пройти мимо столь замечательных событий и рассказал о них в своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов» (справился с работой за 25 лет). «Золото Рейна» (Das Rheingold) — первая из четырёх опер. Самая короткая. Пролог цикла (Вагнер использовал слово «Предвечерие»). Для детей сюжет предвечерия ловко переложил Леонид Яхни

Роксана Сац: «Здесь здороваются»

Интервью с той, кто полвека выходит к детям на театральную сцену

20 января 2014 Александра Пушкарь
Роксана Сац: «Здесь здороваются»
Когда-то важнейшим из искусств был театр. В греческих полисах устройством зрелищ ведали первые лица государства. Содержать хоры и в них участвовать считалось почётной обязанностью богатейших граждан. Это сейчас театр развлекает. Тогда он просвещал и объединял. Потом таким «коллективным организатором» стало кино. Потом телевизор. А потом Сеть. И это кажется очень неправильным, потому что воспитывать людей должны не кнопки, а люди. Спектакли в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац начинаются обращением к залу. На сцену выходит человек и говорит с публикой ― точь-в-точь, как это делал античный Хор или средневековый Пролог. Эту традицию заложила сама театральная основательница, которой в этом году исполнилось бы 110 лет. Дочь Наталии Ильиничны, Роксана Николаевна Сац, её

Петя и волк-2

Сценарий Петра Поспелова к «Пете и волку-2», продолжению музыкальной сказки Прокофьева в Московском театре кукол

16 января 2014
Петя и волк-2
В кукольном театре на Спартаковской улице с успехом идёт спектакль «Петя и волк и не только!!!». Первая его часть ― знаменитое творение Сергея Прокофьева «Петя и волк», знакомящее детей с инструментами оркестра. Театр заказал композитору Петру Поспелову продолжение «Петя и волк-2», которое и составляет вторую часть спектакля (подробности в интервью с композитором). «Культпросвет» публикует уникальный документ: полный вариант композиторского сценария к продолжению сказки (в сценической версии сюжет сокращён). Прошло много лет, и однажды... ― Эй, бегите все на берег! ― раздался чей-то голос. Весь город высыпал на берег и увидел: в океане плещется Кит. (Ля-бемоль-мажорное адажио с трубой.) Кит подплыл к берегу, и дети стали кидать е

Петя и лайк

В Московском театре кукол «Петя и волк» Прокофьева идёт в паре с «Петей и волком-2». Интервью с Петром Поспеловым, автором продолжения

16 января 2014 Вячеслав Курицын
Петя и лайк
Прокофьевский «Петя и волк» ― маленькое произведение, полчаса, к нему в театре всегда нужно что-нибудь прицепить. Ваше продолжение, возможно, хороший коммерческий ход: театрам ведь логичнее прицеплять к Прокофьеву не абстрактную детскую пьеску, а что-то имеющее к «Пете и волку» непосредственное отношение. ― Это не первое продолжение. Существует сказка «Волк и Петя» Жана-Паскаля Бейнтуса, и она стало широко известна после того, как её ― вместе с прокофьевской частью, разумеется, ― исполнили Софи Лорен, Билл Клинтон и Горбачёв (в «Петях и волках» не певцы, а чтецы. ― В.К.). Его потом и в России часто исполняли, «Волка и Петю». Там несчастный зверь живёт в лесу, пионер приходит его спасать… Экологическая тема. Политкорре

И не только музыки

Продолжение сериала о культурных точках Екатеринбурга: Дом музыки (бывший кинотеатр «Урал»)

14 января 2014 Андрей Кулик
И не только музыки
Остановка автобусов и троллейбусов уже лет пять называется «Дом музыки», но нет-нет да и попадается кондуктор, провозглашающий: «Кино «Урал»!» Наверное, так говорят те, кто в Доме музыки ни разу не был, а в «Урале» — много-много раз… Впервые я попал в кинотеатр «Урал» в сентябре 1983 года — тридцать лет назад, круглая дата. Поступив в УрГУ (Уральский государственный университет, ныне УрФУ — Уральский федеральный), я на картошку по состоянию здоровья не поехал, но от «трудового семестра» освобождён не был: поступил в распоряжение завхоза и с такими же, как я, не-пришей-к-кобыле-хвост парнями менял лампочки, таскал какие-то коробки, ставил и убирал стремянки… Но это — днём, в унив

Опера в Москве в январе-марте 2014-го

Сталин на оперной сцене, четыре «Онегина», «Альтист Данилов», диковины Глюка и Prince Igor на экране

10 января 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Москве в январе-марте 2014-го
На пред- и постновогодние спектакли в столице всё раскуплено, конечно, но не только на Новый год такая ситуация, билеты в оперу вообще стоит покупать заранее. Оперная афиша «Культпросвета» будет настроена на два-три месяца вперёд, чтобы вы могли спокойно делать выбор. Большой 22 и 23 января. «Борис Годунов» Мусоргского Постановка 1948 года (восстановили в 2011-м). Прекрасный антиквариат. Роскошные декорации Фёдора Федоровского. Костюмы, какие надо костюмы, ― щедрые. Помпезная, но не лишённая шалостей режиссура Леонида Баратова (Годунов в одной из сцен поёт спиной к залу, что вообще не принято). Много пафосной публики. Четыре акта и, соответственно, три антракта: есть, где себя показать (я был на «Годунове» этой осенью в очень мерзопогодный вечер

Бесплатная музыка в январе

Общедоступные концерты в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе

9 января 2014 Вячеслав Курицын
Бесплатная музыка в январе
На двери Рахманиновского зала Московской консерватории висит объявление, что на бесплатные концерты можно зайти только при наличии в зале свободных мест. Из чего любой может сделать два вывода: здесь бывают бесплатные концерты и некоторые из них пользуются большой популярностью у публики. Рахманиновский зал — голубой, воздушный, будто сидишь внутри просторной шкатулки из тонкого фарфора. Просто находиться там — наслаждение. Тем более ловить жадным слухом трепещущие ноты (Рахманиновский знаменит своей акустикой). Вообще концерты там почти ежедневно, бывает и больше одного в день. Среди них не редкость и бесплатные, с 10 января по 8 февраля таких — восемь. Играют со свободным входом и в других залах Консерватории. Это выступления студентов, аспирантов или, скажем,

Зачем и кому это нужно

«Ромео и Джульетта» в Ясной Поляне, видео-«Иоланта» в Мариинке, мерцание золотой запятой и другие приключения оперы

16 декабря 2013 Вячеслав Курицын
Зачем и кому это нужно
Тридцать или сорок бокалов из-под шампанского в пустом фойе сельского ДК. На круглых высоких столиках ― узкие высокие бокалы. Ветер теребит занавеску. Окно открыто, марево: это сценка из последнего лета. Не часто, думаю я, это фойе видит такую картину. Буфета в ДК нет, а если когда и был, то вряд ли в его репертуаре главенствовало шампанское. В зале на экране идёт запись «Ромео и Джульетты» Гуно, спектакля Зальцбургского фестиваля 2008 года. Джульетту поёт Нино Мачаидзе, Ромео ― Роландо Вильясон, отца Лоренцо ― Михаил Петренко. Публики человек сто. Работники толстовского заповедника (которому, собственно, и принадлежит ныне ДК; сама деревня его не смогла бы содержать). Участники традиционного летнего фестиваля «Сад гениев», в рамках которого крутят зальцбургскую