Показать меню
Места силы

Свердловская киностудия и уральский кинематограф — что общего?

Триллер в четырех монологах

10 октября 2014 Андрей Кулик
Свердловская киностудия и уральский кинематограф — что общего?
Свердловская киностудия — один из старейших брендов Екатеринбурга. В 1943 году она объединила кинематографистов, эвакуированных на Урал. После присоединения Свердловской студии кинохроники и вплоть до 1956 года здесь делали только документальное кино, и в дальнейшем сформировались сильнейшая операторская школа, школа анимации, а также научно-популярного и хроникального фильма. В игровом кино - это «Сильва», «Трембита», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Транзит», «Демидовы», «Один и без оружия», «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Первые на Луне», первые короткометражки Балабанова. На съемках "Трембиты&qu

Места силы в Казани

О йоге с улицы Бутлерова, исчезнувшем трамвае и частном секторе в пятой главе Поэтического путеводителя

8 октября 2014
Места силы в Казани
«Культпросвет» продолжает публикацию рассказов из «Поэтического путеводителя» (о нём подробно рассказал один из его составителей Андрей Родионов). 80 поэтов из 20 городов России написали по маленькому лирическому очерку о важных для них местах. Сегодня ещё три автора из Казани. Квартира на 5-м этаже хрущёвки по улице Бутлерова служила  мне домом несколько лет. Из окна её виднелось главное здание Медицинского университета, а выше за углом стояла Городская психиатрическая больница. На первом этаже дома располагался книжный магазин «Фиалка», целое поколение университетских нигилистов и декадентов воровало в нём книги из принципиальных соображений общности искусства. Мои задумчивые друзья частенько поднимались ко мне на 5

Ковчег детей и книг

Вы, конечно, помните свою первую учительницу

5 октября 2014 Наталья Львова
Ковчег детей и книг
Моей, крупной тете с громовым голосом родители всегда дарили хрусталь, вазы, салатницы и всякие тяжелые предметы. У родителей она считалась «самым сильным педагогом» в школе. Родителям не страшно, они взрослые, могут ответить, если что. Страшно было нам. Мне казалось, что наши парты тряслись от ее крика. А на пальце был здоровый перстень с большим камнем. Чтобы дать тычка, она переворачивала кольцо камнем внутрь – так целее. Мальчики тогда носили серые мышиные костюмчики. На некоторых пиджачках я помню приколотые бумажки: «КОРОВА». Неправильно написал – носи бумажку неделю. Такая вот методика. Довольно долго я не пользовалась словарем, мне просто нужно было представить, как моя учительница орет то или иное слово. На стенах нашего класса висели портреты к

Военно-морской Пушкин

Путешествие в Болдино с труппой бродячих артистов

24 июня 2014 Игорь Зотов
Военно-морской Пушкин
В июне в длинные праздники мне удалось, наконец, побывать в Болдине. Отправились мы туда в компании артистов Театра-школы драматического искусства. Пару лет назад они сочинили спектакль по пушкинским стихам и время от времени играют его в пушкинских местах. Ехали, почти в точности следуя маршруту Пушкина, когда тот 31 августа 1830 года отправился в родовое имение улаживать денежные проблемы накануне женитьбы на бесприданнице Наталье Гончаровой. Он думал обойтись неделей-другой, но случилась холера, дороги закрыли, и итогом невольного заточения стала самая, наверное, гениальная осень в истории мировой литературы. В Болдине Пушкин создал, по-моему, всё своё лучшее: завершил "Онегина", написал "Маленькие трагедии", "Повести Белкина" и много стихов. Дорога заняла

"Москва 2042" Владимира Войновича переиздана

На полпути к будущему

18 июня 2014 Игорь Зотов
В издательстве «Эксмо» в новой авторской редакции вышел знаменитый роман Войновича "Москва 2042", написанный еще в 1986 году. По жанру это антиутопия, то есть предупреждение о том, что наше будущее может оказаться малоприятным – про такое будущее и сам автор надеется, что оно не наступит. Я не самый большой поклонник антиутопий, а потому прежде эту книгу не читал. Теперь прочёл: всё-таки полжизни прожито в СССР, любопытно сравнить новые ощущения с воспоминаниями. В предисловии автор пишет: Какие-то фразы убрал, другие поправил, что касается персонажей или явлений, воспринимаемых читателем, как предсказанные, их я, естественно не трогал... Ключевое слово здесь – воспринимаемых. Впервые книга Войновича была опубликована в Америке, и, разумее

Закулиса

Появляется фотограф, и приходится играть спектакль ещё и для него

5 июня 2014 Наталья Львова
Закулиса
За кулисами. Три объявления, продают реквизит, орфография авторов: Маска из паралона ФАКИР + платье-ширма + ноги. С маской работают двое - один управляет маской и держит платье-ширму, другой просовывает руки в прорези на платье и показывает ФОКУСЫ. У маски подвижная челюсть для того, чтобы в рот можно было забрасывать теннисные шарики. Подглядывать вообще нехорошо. Артисты переодеваются к спектаклю, гримируются. Появляется фотограф и приходится ещё один спектакль для него играть, короткий и незапланированный. Проще выгнать, конечно. Или на ходу, мол, хорошо, но у вас пять минут. ДЛЯ АКРОБАТОВ. Прыжок во вращающееся кольцо с ножами и огнём, лёгкое, быстро и удобно разбирается, хромированные ножки выкручиваются, их высота регулируется, само кольцо разбирается на 4 час

Кинооператор Сергей Стеценко о Майдане и Вавилоне

В Канне премьера фильма Сергея Лозницы "Майдан"

21 мая 2014
Кинооператор Сергей Стеценко о Майдане и Вавилоне
Фильм "Майдан" режиссера Сергея Лозницы публика увидит уже через несколько часов на Каннском кинофестивале. Снял его замечательный киевский оператор Сергей Стеценко. Для зрителя оператор документального кино — это абстрактный человек из титров. Никто не знает его в лицо. Но природа неигрового кино такова, что порой режиссеры-документалисты могут оценить свой съемочный материал только на рабочем столе. Роль человека с киноаппаратом в этом деле решающая. За плечами у Стефана, так зовут Сергея друзья, работа с замечательными режиссёрами Юрием Речинским и Максимом Васяновичем. Мы встретились с ним на том самом Майдане, где он провел с камерой четыре месяца. Вокруг бродили толпы людей со съемочным оборудованием: все хотят делать кино. И мой главный вопрос: чем будет "Майдан

КИСИ-утопия

О кубанско-телемской обители современного искусства, казаках, Аврорах и галочках

6 мая 2014 Людмила Бредихина
КИСИ-утопия
«Утопия» ― это слово немедленно всплывает, когда первый раз слышишь о КИСИ, самопровозглашённом Краснодарском институте современного искусства. В Краснодаре ведь не забалуешь ― по улице Красной казаки с нагайками гарцуют, пляшут и поют, а современного искусства на дух не переносят. Краснодар. Пасхальные казаки на улице Красной. 20 апреля 2014. Фото автора «Вот она, утопия, ― такого места быть не может!» ― приходит в голову, когда впервые заходишь на огромную территорию бывшего Завода измерительных приборов (ЗИП). Из зарослей бурьяна неожиданно выныривает охранник, строго смотрит на фотоаппарат и качает головой ― нельзя. Военной тайны здесь давно уже нет, но бдительность никогда не помешает. Из разбитых окон бьёт тяжёлая музыка (индустриальный рок). Зде

Плата за тепло инженера Шухова

Об унижении русского инженерного гения

9 апреля 2014 Иван Куликов
Плата за тепло инженера Шухова
С подачи Министерства связи Россия уничтожает самое известное творение великого русского инженера Владимира Шухова ― ажурную башню на Шаболовке. Унижает русский инженерный гений ― вопреки декларируемому патриотическому подъёму. Специалисты бьют тревогу: в силу конструктивных особенностей легендарное сооружение будет невозможно собрать заново после его демонтажа. Демонтаж, напоминает нам пресса, запланирован министерством в ходе реконструкции подведомственной ему территории и реновации памятника. Шуховская башня в Москве, единственная из всех инженерных открытий Владимира Григорьевича, стала мировым памятником техники подобно Эйфелевой башне в Париже. Именно Шухов первым придумал использовать форму гиперболоида для создания сетчатых строительных конструкций. В наше время они становятся д

Широкореченское мемориальное

Вдоль кладбищ

9 апреля 2014 Андрей Кулик
Широкореченское мемориальное
Давайте сегодня прогуляемся по Широкореченскому кладбищу в Екатеринбурге. Уверяю вас, это не страшно и ни в коем случае не скучно. Речки, правда, никакой поблизости нет, только болотце. Я живу через дорогу от Широкореченского кладбища, но меня там точно не похоронят. Это мемориальный комплекс, там можно либо подхоронить к родственнику (таковых на Широкореченском у меня нет), либо быть народным артистом (куда уж…), либо видным партийным работником (Господь уберёг), либо криминальным авторитетом (свят-свят-свят!). Ну а раз после смерти мне не светит там оказаться, хожу по Широкореченскому, пока жив. И вам при случае советую прогуляться хотя бы разок. Правда, приезжие чаще всего попадают на Ивановское. Неудивительно: через дорогу Центральный стадион, на территории кладбища &m