Показать меню
Афиши и обзоры

Путешествие Сибиллы Мериан в Суринам

Какао, папайя и амфибии эпохи барокко в рисунках первой исследовательницы Нового Света

17 апреля 2017 Наталья Львова
Путешествие Сибиллы Мериан в Суринам
  В искусстве воплотясь, и чудище, и гад 
 Нам все же радуют настороженный взгляд: 
 Нам кисть художника являет превращенье 
 Предметов мерзостных в предметы восхищенья. Никола Буало   Бабушка была всегда недовольна мною. Летом нас с ней отправляли на съемную дачу в Опалиху. В мои 3-4 года, как я сейчас понимаю, она как-то пыталась меня "социализировать". Приводила мне друзей, соседских девочек, но обращалась я с ними неважно. Дружбы не получалось. Каждый день она водила меня гулять и тотчас теряла в высокой траве, где я могла сидеть бесконечно, что-то внимательно разглядывая на земле. В конце концов она придумала наряжать меня в красное платье, тогда я не терялась в зарослях. А в московском дворе за домом жили муравьи. Они везде

Каннский конкурс день за днем

Арно Деплешен. Призраки Исмаэля

14 апреля 2017 Вероника Бруни
Каннский конкурс день за днем
Весь оставшийся месяц до юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, который откроется 17 мая, мы каждый день будем знакомить вас с новым фильмом из отобранных в главную конкурсную программу. Но начнем с фильма открытия, который будет показан вне конкурса.       Фестиваль откроется премьерой французского фильма "Призраки Исмаэля» (Les fantômes dʼIsmaël). Его автор, некогда убежденный последователь "Новой волны" 1960-х, Арно Деплешен участвовал в жюри прошлогоднего фестиваля под председательством Джорджа Миллера. Наряду с такими признанными и влиятельными французскими кинорежиссерами его поколения как Оливье Ассаяс, Андре Тешине и Филлипп Гаррель последние три десятилетия Деплешен и его кинематограф во многом определя

Чем модники живут

О красавце-мужчине середины XVIII – начала XX века в Историческом музее

29 марта 2017 Наталья Львова
Чем модники живут
Выставка, посвященная феномену мужского щегольства в России, размещена в здании Музея Отечественной войны 1812 года, где до недавнего времени находился музей Ленина. Других красавцев, кроме пролетарского вождя, здесь и духу не водилось. Мои ровесники помнят, как в этих залах принимали в пионеры избранных отличников и учили повязывать красный галстук. На нынешней выставке старинная таблица перечисляет не менее сорока фасонов узла для шейного платка и галстуха: меланхолический и епикурейский, гагарою и неглиже…   Неизвестный художник с оригинала Шандора Козины. Портрет Петра Чаадаева. Середина XIX в. Музей А.С. Пушкина   Экспозиция поделена в соответствии с тремя историческими периодами: "Куртуазность", "Дендизм", "Д

Терренс Малик. Путешествие времени

О не вечном и о китах

27 марта 2017 Вероника Бруни
Терренс Малик. Путешествие времени
  Человек или планета, сюжет всегда один: было и не стало. Кинорежиссер Терренс Малик, облетая на машине времени Землю, тоже признает, что не будет – ни тонкой красной линии горизонта на закате, ни серебристых рыб, ни ползучих мхов, ни солнечных протуберанцев, ни того, кто сквозь закопченое стекло на них глядит, – в соответствии с научным и библейским подходом. Но ведь пока – есть, и не менее красиво и торжественно, чем было. Вчерашняя ночная метель в Москве, например, величественнное зрелище. Если бы ее снимал Терренс Малик и озвучил Бетховеном, то получилось бы не мельче сотворения Вселенной, пузырей Земли или деления клеток в многократном увеличении.   Путешествие времени. Capella Film   "Путешествие времени" (Voyage

Три сестры в БДТ

О новом спектакле Владимира Панкова, времени в разрезе и сорной траве

20 марта 2017 Ольга Лоза
Три сестры в БДТ
Когда заходит речь о материале, который разработан вдоль и поперек, сложно сказать свое слово, удержавшись от экстремальных новаций. Владимиру Панкову, руководителю московского Центра драматургии и режиссуры, это удалось, ни в чем не погрешив против замысла Чехова – с помощью правильно расставленных акцентов.  Акцент первый Панков позволил себе только одну вольность: сестер на сцене не три, а семь. Три молодые. Три во второй половине жизни. И – девочка лет девяти. Она не персонаж пьесы, но одно из главных действующих лиц: Детство. Как будто в разрезе показана тройная спираль времени: мы видим, что было, что есть и что будет. Детство сидит за роялем, шалит и радуется подаренному волчку. Молодость врывается в двери с лучами весеннего солнца. Сестры третьего возраста ра

Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер

О выставке-реконструкции, синеве Сапунова и слове корсара

4 марта 2017 Вероника Бруни
Русские художники из собрания балерины Екатерины Гельцер
Прима Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер впервые в истории классического балета заговорила со сцены во время танца. Ее словами стало повелительное "На борт!", когда она танцевала в "Корсаре" невольницу Медору – мужской костюм, воображаемый подкрученный ус… Другой легендой стала ее коллекция русского изобразительного искусства второй половины XIX–начала XX века, поднятая на борт со строгим, ничуть не дамским вкусом: никакой жантильности, вычуры, салона.   Екатерина Гельцер в балете Корсар. 1912    Этому собранию и посвящена выставка "Гельцер. Коллекция" в галерее "Наши художники". Как некогда в доме Гельцер, на ней царит Левитан, и воздух театральной условности насыщает остановленн

Слово года: где кончается правда и начинается Мир Дикого Запада

О постправдивом и предпочтительном

25 декабря 2016 Анна Ниман
Слово года: где кончается правда и начинается Мир Дикого Запада
Оксфордский словарь, подводя лингвистические итоги бурного 2016-го, назвал словом года прилагательное post-truth. Truth – по-русски “правда” или “истина”, но об этом ниже. Приставка post в данном сочетании означает не “после”, как, например, в слове “постмодернизм”, а “вне”, “за пределами”. По определению Оксфорда, в обществе post-truth, то есть во "внеправдивом" обществе, объективная реальность и факты влияют на формирование общественного мнения гораздо меньше, чем обращение к эмоциям, частным убеждениям и предрассудкам. Популярность выражения – а его стали употреблять в две тысячи раз чаще, чем год назад, – вызвана, в первую очередь, политическими потрясениями Брекзита (Brexit – тоже

Марат Гацалов в Театре Наций. Дыхание

О том, что от младенца больше углекислого газа, чем от самолета из Нью-Йорка в Лондон, и об аритмии времени и пространства

16 ноября 2016 Людмила Бредихина
Марат Гацалов в Театре Наций. Дыхание
Два года назад "Дыхание" модного драматурга Дункана Макмиллана привозили на фестиваль Нового  европейского театра NET, так что версия Марата Гацалова в новой афише NET – наш ответ могучей Кэти Митчелл. В "Дыхании" Митчелл вдруг перестала шаманить с экранами, прямой трансляцией, запахами и вуайеризмом (ее тихая "Кристина" меня потрясла). Вдруг она сделала практически оммаж художнику Маурицио Каттелану. Помните его инсталляцию "Динамо" в венском Сецессионе (1997), где служащие на велосипедах крутили педали и тем самым освещали комнату?   Маурицио Каттелан. Динамо. 1997. Сецессион, Вена   Оммаж, – если бы не сложный текст Макмиллана о том, как все мы, "приличные люди", теряем этот мир и с

Неизвестная, или Звонят, откройте дверь

Адель Энель о работе в новом фильме братьев Дарденн, а также о том, что невозможно отделаться от чувства вины и отвертеться от ответственности

15 ноября 2016 Екатерина Чен
Неизвестная, или Звонят, откройте дверь
В наших кинотеатрах с 17 ноября показывают фильм Жан-Пьера и Люка Дарденнов "Неизвестная" - La Fille Inconnue. Неоднократные лауреаты крупнейших кинофестивалей, братья режиссеры представляли новую картину в Канне вместе с исполнительницей главной роли, молодой артисткой Адель Энель. В мире Адель известна по артхаусным проектам, таким как "Запретная комната" и "Сеансы спиритизма" Гая Мэддина, "Сюзанна" Кейтель Куиливье, принесшая ей национальную французскую кинопремию "Сезар", "Дом терпимости" Бертрана Бонелло, "Истребители" Тома Кайе, "Мужчина, которого слишком сильно любили" Андре Тешине. Роль у Дарденнов, определенно, займет в фильмографии Энель особенное место. В "Неизвестной" она – молодой д

Дальше змеи и опасность…

"Ивонна, принцесса Бургундская" в Театре наций

1 ноября 2016 Людмила Бредихина
Дальше змеи и опасность…
В Польше я не стал бы возвращаться к Ивонне, – сказал в одном из предпремьерных интервью Гжегож Яжина, ученик Кристиана Люпы, один из ярких театральных режиссеров Европы, худрук театра TR Warszawa. Он ставил "Ивонну" Витольда Гомбровича в Польше в 1997 году, и это был по преимуществу спектакль молодого режиссера о "прелестях любви".  Сегодня ему интересно, почему и как в любой социальной системе, большой или малой, зарождается иррациональное и неизбежное движение вспять. Яжина верит, цель театра в Варшаве и Москве – открывать людям глаза на происходящее. Мы ведь тоже верим, и нам бы понять, как и почему все это происходит. В другом предпремьерном интервью "Страх – ключевой человеческий механизм"  режиссер рассказал боль