Показать меню
Театр

"Любовницы" в Москве

О любви, желудях и о том, чем "сельская жизнь" по Эльфриде Елинек отличается от "растительной жизни" по Светлане Земляковой

27 декабря 2018 Людмила Бредихина
  Мои тексты – разрушение мифов. Я хочу вернуть вещам их историю и их правду. Эльфрида Елинек   Мне кажется, я всегда делаю свои работы про маленького, слабого, никому не интересного человека Светлана Землякова На Малой сцене Театра наций режиссер Светлана Землякова поставила "Любовниц" сумеречной лауреатки Нобелевской премии Эльфриды Елинек. Похоже, это первая вещь Елинек на московской сцене, так что практически сенсация. Думаю, не одну меня интриговал вопрос, как жесткая, безоглядная, "порнографичная", пародийная, непереводимая, "надгендерная" и прочая и прочая писательница будет выглядеть сегодня на российской театральной сцене. Забегая вперед, скажу, выглядит она отлично. Перевод "Любовниц" на сцену оказался боле

За кулисами театра зверей

О слонах, пеликанах, бегемотах и правильном отношении к жизни

22 января 2018 Наталья Львова
За кулисами театра зверей
Театр зверей на Божедомке, названный именем первого заслуженного русского циркового артиста Владимира Леонидовича Дурова, существует с 1912 года. Восемьдесят лет назад здесь дали первое представление для детей. Когда слышу про "слонов с пыльными ушами", я расстраиваюсь. Их ведь моют через день. Шампунь специальный, вода теплая. В театре никаких пыльных слонов не бывает. В Уголок Дурова я ходила много лет – пока со всеми познакомишься, узнаешь режим, расписание репетиций. Обязательно нужно отдавать фотографии, тогда отношения лучше налаживаются. И не делать лишних движений. Животные этого не любят. В этот момент никто не должен появиться на дороге.       Бегемот Сережи Зверинцева. Мушкетер его зовут. Он останавливается перед

Три сестры в БДТ

О новом спектакле Владимира Панкова, времени в разрезе и сорной траве

20 марта 2017 Ольга Лоза
Три сестры в БДТ
Когда заходит речь о материале, который разработан вдоль и поперек, сложно сказать свое слово, удержавшись от экстремальных новаций. Владимиру Панкову, руководителю московского Центра драматургии и режиссуры, это удалось, ни в чем не погрешив против замысла Чехова – с помощью правильно расставленных акцентов.  Акцент первый Панков позволил себе только одну вольность: сестер на сцене не три, а семь. Три молодые. Три во второй половине жизни. И – девочка лет девяти. Она не персонаж пьесы, но одно из главных действующих лиц: Детство. Как будто в разрезе показана тройная спираль времени: мы видим, что было, что есть и что будет. Детство сидит за роялем, шалит и радуется подаренному волчку. Молодость врывается в двери с лучами весеннего солнца. Сестры третьего возраста ра

Марат Гацалов в Театре Наций. Дыхание

О том, что от младенца больше углекислого газа, чем от самолета из Нью-Йорка в Лондон, и об аритмии времени и пространства

16 ноября 2016 Людмила Бредихина
Марат Гацалов в Театре Наций. Дыхание
Два года назад "Дыхание" модного драматурга Дункана Макмиллана привозили на фестиваль Нового  европейского театра NET, так что версия Марата Гацалова в новой афише NET – наш ответ могучей Кэти Митчелл. В "Дыхании" Митчелл вдруг перестала шаманить с экранами, прямой трансляцией, запахами и вуайеризмом (ее тихая "Кристина" меня потрясла). Вдруг она сделала практически оммаж художнику Маурицио Каттелану. Помните его инсталляцию "Динамо" в венском Сецессионе (1997), где служащие на велосипедах крутили педали и тем самым освещали комнату?   Маурицио Каттелан. Динамо. 1997. Сецессион, Вена   Оммаж, – если бы не сложный текст Макмиллана о том, как все мы, "приличные люди", теряем этот мир и с

Дальше змеи и опасность…

"Ивонна, принцесса Бургундская" в Театре наций

1 ноября 2016 Людмила Бредихина
Дальше змеи и опасность…
В Польше я не стал бы возвращаться к Ивонне, – сказал в одном из предпремьерных интервью Гжегож Яжина, ученик Кристиана Люпы, один из ярких театральных режиссеров Европы, худрук театра TR Warszawa. Он ставил "Ивонну" Витольда Гомбровича в Польше в 1997 году, и это был по преимуществу спектакль молодого режиссера о "прелестях любви".  Сегодня ему интересно, почему и как в любой социальной системе, большой или малой, зарождается иррациональное и неизбежное движение вспять. Яжина верит, цель театра в Варшаве и Москве – открывать людям глаза на происходящее. Мы ведь тоже верим, и нам бы понять, как и почему все это происходит. В другом предпремьерном интервью "Страх – ключевой человеческий механизм"  режиссер рассказал боль

Театр после Холокоста и во время войны

Золотая маска–2016

26 марта 2016 Людмила Бредихина
Театр после Холокоста и во время войны
Нам привычно избегать этих тем. Говорим мы о них по праздникам и юбилеям, что по-человечески очень понятно. 2015 год был юбилейным, поэтому в программе "Золотой Маски" несколько спектаклей о войне, блокаде, Холокосте. Прошло семьдесят лет, это много, и странно было бы говорить об этом как раньше, "как всегда". Впрочем, скоро двадцать лет как не сходит со сцены легендарный спектакль "Современника" "Крутой маршрут". Четыре года назад в возрасте ста двух лет умерла бывшая узница ГУЛАГа незабываемая Паулина Мясникова, пятнадцать лет игравшая в этом спектакле. Он был и остается большим событием в рамках того театра, который со времен Аристотеля обозначен как мимесис, а со времен Станиславского – как театр сопереживания с соблюдением четких границ

Совы не то, чем они кажутся

Идеальный муж в МХТ: о портрете Дориана Грея и системе Богомолова

6 марта 2016 Людмила Бредихина
Совы не то, чем они кажутся
Слухи о том, что скандальную историю любви министра резиновых изделий и звезды русского шансона Лорда на сцене МХТ им. Чехова вот-вот закроют, не первый сезон подогревают желание увидеть ее. Напомню, спектакль "Идеальный муж. Комедия" получил специальный приз критики на позапрошлой "Золотой маске". Я успела, чего и вам желаю. А до этого, чтобы что-то понять, я посмотрела "Карамазовых" Константина Богомолова: любая система начинает работать как минимум с двух знаков. Долгое зрелище на театре обязано быть изобретательным. "Карамазовы" – изобретательный спектакль с модным, точнее, обязательным для модного спектакля набором технических средств (мониторы). Приятно удивила работа с классическим текстом, когда общие места сдвигаются в сторону и на

Надар и сын

О выставке "Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз" и о том, что не всякому гению полезно позировать для потомков

18 марта 2015 Наталья Львова
Надар и сын
Выставка Надаров в московском Мультимедиа Арт Музее открывается семейными фотографиями. Всех домашних снял Феликс Надар. И себя тоже. Он как-то пронзительно смотрит на посетителей Дома фотографии, будто старается увидеть лицо, которое подошло бы ему для портрета. Просвещенный разговор за спиной: Да он, по-нашему, одних только звезд снимал, вот и стал известным… Лицо жены Эрнестины снисходительно и спокойно, а мальчик на тяжелом железном велосипеде – это сын Поль. Железные ободья колес – пока без шин, не придумали еще. По булыжной мостовой нелегко катиться, наверное. В зале основной экспозиции в голове включается Высоцкий: На стене висели в рамках бородатые мужчины, все в очечках на цепочках, по-народному – в пенсне. Все они открыли что-то, все придумали вакци

Что везете? — Грибоеда

220 лет назад родился Александр Грибоедов

15 января 2015 Константин Богомолов
Что везете? — Грибоеда
  1. Весною 1828 года дипломат А.К. Амбургер, только что назначенный российским консулом в Персию, получил письмо от своего нового начальника: Кстати, устройте так, мой друг, чтобы всюду меня принимали приличествующим мне образом. Мой чин невелик, но моему месту соответствует ранг тайного советника, фактически превосходительства. И потому по сю сторону Кавказа везде меня принимать, как мне подобает: полицейские власти, исправники, окружные начальники, и на каждой станции чтобы выставлялся для меня многочисленный кавалерийский эскорт. Амбургер сделал то, что от него зависело, но и без него все устроилось как нельзя лучше. Сам И.Ф. Паскевич, главнокомандующий на Кавказе, позаботился о том, чтобы министр встречен был самым превосходным образом. Всякий уездный исправник должен бы

Не хлебной карточкой единой

"Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" Сергея Ярова. Лауреат премии "Просветитель"

4 декабря 2014
Не хлебной карточкой единой
Историк Сергей Яров, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А. И. Герцена, стал лауреатом премии «Просветитель» в номинации  «Гуманитарные науки».  Два года назад публиковалась его книга "Блокадная этика". Для знакомства с новой книгой исследователя блокадного Ленинграда, посвященной необходимости сопротивляться и умению сохранить себя в нечеловеческих условиях, Культпро выбрал главу "Досуг" – о театре, кино, книгах, об их зрителе и читателе в самое «смертное» время, и о том, какой есть выбор, когда невозможно выбирать. Эпиграфом к книге - дневниковая запись Михаила Пришвина, сделанная в марте 1942 года: Выслушали женщину из Ленинграда, башмачную закройщицу… Стала&n