Показать меню
Театр

«Князь Игорь» Бородина и Чернякова в Метрополитен-опера

Повтор трансляции в кинотеатрах Мск и Спб 22 марта, ещё в 19 городах России — 1 апреля

11 марта 2014 Вячеслав Курицын
«Князь Игорь» Бородина и Чернякова в Метрополитен-опера
В самом известном оперном театре мира, нью-йоркской Метрополитен-опера, московский режиссёр Дмитрий Черняков дебютировал с «Князем Игорем». У Бородина в начале «Князя Игоря» князь беседует с Народом, собираясь на сечу, и Народ напутствует героя как следует повоевать. В постановке Дмитрия Чернякова в этой сцене гражданские лица из числа Народа стоят на втором этаже декорации, а князь внизу перепевается с солдатами, которые тоже поют от лица Народа: Бог поможет вам! Бог поможет! Да поможет Бог Господь! Пусть Бог ведёт тебя на брань за Русь, На горе врагам! Бог победу вам даст. Сами солдаты, выходит, на сечу не собираются? И дальше подобный, как говорят в Петербурге, дестрой продолжается: когда на сцене оказываются вместе Игорь, сын е

«Исправившиеся пьяницы» и «Китаянки» Глюка поставлены в Москве

Плюс книга и юбилей автора проекта Алексея Парина

25 февраля 2014 Вячеслав Курицын
«Исправившиеся пьяницы» и «Китаянки» Глюка поставлены в Москве
1 Жозеф Дюплесси.  Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк. 1775 г. Глюк, Кристоф Виллибальд (1714–1787), реформатор, мечтал о том, чтобы опера была не «концертом в костюмах», а драматическим музыкальным спектаклем. Глюку не нравилось, что главное требование к оперному спектаклю — «чтобы певец хорошо и громко пел». Он хотел действия, смысла, развития история, синтеза искусств… Строго говоря, ту же самую реформу в разные времена пытались осуществить и другие музыкальные деятели, Вагнер, например. Бывают такие реформы, растянутые на века. В иных головах она и до сих пор не осуществлена, точка зрения «лишь бы пели» и сегодня цветёт; другое дело, что оперных затей много, найдётся место и для реформаторских, и для анахрон

"Мертвые души" Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре

Зрители обсуждали премьерный показ прямо в зале

24 февраля 2014 Игорь Зотов
Признаюсь сразу, на эту премьеру я шел не без скепсиса: "Мертвые души" - все-таки не пьеса, а поэма (именно этот жанр значится у Гоголя), а, стало быть, ее нужно именно читать, а не ставить на сцене. Позже сам Серебренников сомнения отчасти развеял, пояснил, что во многом он и затеял постановку, чтобы возбудить интерес зрителя к прочтению поэмы. Ибо текст классика, а уж тем более Гоголя, богаче любых его толкований. И спектакль получился вполне и по-гоголевски убедительным. Часто неожиданным, смешным, динамичным, даже бешеным. Случалось, правда, что действие как бы "провисало". К примеру, в самом начале в долгой суете с колесами, которые то ли доедут до Москвы, то ли не доедут. Или ближе к финалу, когда путешествие Чичикова по помещикам закончилось, а вместе с ним пр

Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014

«Кольцо Нибелунгов» в Мариинке, поцелуй Татьяны и Онегина в Михайловском, хор «Зенит-чемпион!» в «Прекрасной Елене»

23 февраля 2014 Вячеслав Курицын
Опера в Петербурге в феврале-апреле 2014
Дети! Мариинка 24, 26 февраля (и 3 мая еще) «Волшебная флейта» Моцарта Разудалый спектакль Алена Маратра (ставившего в Мариинке также не менее зажигательные «Три апельсина» и «Путешествие в Реймс») с 2007 года в фаворе у публики. В том числе и потому, что в Концертном зале его поют по-русски. Оперу, вообще, принято исполнять на языке оригинала, но бывают исключения. В Берлине в «Комише-опере» можно слышать «Драй картен, драй картен, драй картен», там все переводят на дойч. Вот и в Мариинке иногда переводят, почему нет. Тем более, что русская версия Сусанны Цирюк и Марии Левиной – замечательная. Найдется непременно Мне женушка под стать, И сможет Папагено Блаженство испытать… 10, 11, 17 февраля, 6

Гамлет Робера Лепажа в Театре наций

Как ведет себя современное искусство в современном театре, или Гамлет Гамлету глаз не выклюет. Часть II

18 февраля 2014 Людмила Бредихина
Гамлет Робера Лепажа в Театре наций
Современное искусство отличается от своих предшественников, как риторический восторг от исследовательского зуда. Это искусство мыслит «проектом» и позволяет себе разные «жесты». Скажем, после резких жестов Дюшана (писсуар - в музей, Джоконде - усики) сам проект изобразительного искусства заметно изменился. Определенно, в резких жестах есть своя сермяжная правда. Известная художница (театральная в том числе) Катя Бочавар уверена, что «не умеющий считывать коды современного искусства театрал говорит с создателями спектаклей на разных языках и теряет многое из заложенного авторами, а то и вовсе не понимает ничего». Слова, цвета, звуки, люди, пространства и даже времена – все может служить материалом для работы, если верить визитной карточке Бочавар

Гамлет в Коляда-театре

Гамлет Гамлету глаз не выклюет, или Как ведет себя современное искусство в современном театре. Часть I

18 февраля 2014 Людмила Бредихина
Гамлет в Коляда-театре
Современное искусство отличается от своих предшественников, как риторический восторг отличается от исследовательского зуда. Это искусство мыслит «проектом» и позволяет себе разные «жесты». Скажем, после резких жестов Дюшана (писсуар - в музей, Джоконде - усики) сам проект изобразительного искусства заметно изменился. Определенно, в резких жестах есть своя сермяжная правда. А Гамлет — это ведь Джоконда в литературе. Загадочные они... На этом настаивал Томас Элиот: великими творениями искусства того и другую делает исключительно их загадочность. Кстати сказать, пьесу Шекспира он считал полным провалом, и ничего... В конечном счете, ни Шекспиру, ни самому Элиоту статья с деловитым названием «Гамлет и его проблемы» ничуть не навредила. А у Коляды

Григорий Заславский: Пьесам Горького сегодня хорошо, потому что России - снова плохо

Ставят ли Горького в современном театре

13 февраля 2014 Игорь Зотов
Григорий Заславский: Пьесам Горького сегодня хорошо, потому что России - снова плохо
Взялся недавно перечитать Горького впервые за много лет, перечитал и задумался. Матерый ведь человечище, из которого советская пропаганда ловко слепила нечто тупейшее под названием "пролетарский писатель". Поразил меня не только его талант, но и колоссальный опыт. Стоило бы, наверное, подсчитать, сколько на его страницах  возникает самых разнообразных персонажей, которых он лично наблюдал во время своих скитаний по России, запомнил и описал так, что они точно живые. Как на сцене. Закончил я свое перечитывание пьесами, и теперь уверен: "На дне" и "Дети солнца" - такие же шедевры русской драматургии, как "Ревизор", или "Вишневый сад". Мне стало интересно, как складывается судьба горьковских пьес сегодня. По-прежнему ли стоит на них, в

По самую крышу

В Москве с аншлагами прошли очередные гастроли «Коляда-театра». Основатель и руководитель театра написал для «Культпросвета» про «Евгения Онегина»

28 января 2014 Николай Коляда
По самую крышу
...Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Я помню, как в детстве в селе Пресногорьковка, где я родился, я впервые прочитал «Евгения Онегина» и меня поразили именно эти строчки. Мне показалось, что это написано про нашу деревню. Наш дом стоял на краю села, и зимой его заносило снегом по самую крышу. Перед домом расстилалась безграничная степь, и утром или вечером, когда солнце вставало или садилось, снег в степи сиял и сверкал. И теперь, когда я читаю эти «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров», я сразу вспоминаю детство и свою деревню. Видимо, Пушкин это написал о каждом из нас: ве

Сойти с ума

Безумие в русской классике. Больное дитятко Гоголя, цветок Гаршина, радость Чехова

22 января 2014 Игорь Зотов
Сойти с ума
В юности меня очень волновала тема безумия. Обычное дело: гормон играет, романтика бурлит. Жаждалось безграничной свободы, а попутно ― и счастья всемирного. Сразу и навсегда. Безумцы представлялись мне носителями такой свободы и трагическими героями борьбы со злом. Даже, кажется, мечталось с ума сойти. Не насовсем, впрочем, и не сильно, а этак слегка и на время. Да и сумасшедшие литературные герои ― все они ходили в любимцах. От Дон Кихота до Мастера. Теперь эта тема меня даже отчасти раздражает. Безумие мне представляется скучнейшей материей. Что в жизни, что в литературе. Николай Гоголь. «Записки сумасшедшего» Репродукция рисунка художника Карла Мазера "Николай Васильевич Гоголь" из собрания Государственного литературного музея. Михаил Филимонов/Р

Роксана Сац: «Здесь здороваются»

Интервью с той, кто полвека выходит к детям на театральную сцену

20 января 2014 Александра Пушкарь
Роксана Сац: «Здесь здороваются»
Когда-то важнейшим из искусств был театр. В греческих полисах устройством зрелищ ведали первые лица государства. Содержать хоры и в них участвовать считалось почётной обязанностью богатейших граждан. Это сейчас театр развлекает. Тогда он просвещал и объединял. Потом таким «коллективным организатором» стало кино. Потом телевизор. А потом Сеть. И это кажется очень неправильным, потому что воспитывать людей должны не кнопки, а люди. Спектакли в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац начинаются обращением к залу. На сцену выходит человек и говорит с публикой ― точь-в-точь, как это делал античный Хор или средневековый Пролог. Эту традицию заложила сама театральная основательница, которой в этом году исполнилось бы 110 лет. Дочь Наталии Ильиничны, Роксана Николаевна Сац, её